x
 
Роман Кузнецов
14 октября 2012

Добрый день. Хотелось бы спросить совета у Максима Ильяхова (или у любого другого советчика).

Дело в том, что, когда большое электронное письмо уже написано, меня всегда ставит в тупик задача написания темы для письма. С одной стороны, хочется максимально подробно описать суть письма, а с другой, уложиться в 2-3 слова. И как лучше строить тему: как заголовок книги («Коммерческое предложение») или в более свободном стиле («О нашем будущем сотрудничестве»). Есть ли общепринятая практика или некие стандарты деловой переписки? Спасибо.



Роман, тема письма помогает в двух ситуациях:

  • когда читатель только получил письмо и решает, читать ли его сразу,
  • и когда он ищет письмо, вспоминая тему и отправителя.

Помогите читателю. Кратко ответьте на вопросы «О чём здесь говорится?» или «Что внутри?». Дайте достаточно деталей, чтобы ваше письмо отличалось от десятка других:

НетДа
Понимание задачиПонимание задачи по второму ролику
СотрудничествоСовместный проект с журналом «Форбс»
Участие в конференцияхНоябрьские конференции для преподавателей
ОтчётОтчёт за сентябрь
Что подарим?День рождения Славы
ЗадачкаНовый текст на главной
Что это значит?Твой совет про темы писем
ВопросВопрос про пунктуацию
 Как переводить easing function?

Предлагаю уважаемым советчикам привести примеры удачных и неудачных тем писем из собственных почтовых ящиков.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Денис Судилковский
14 октября 2012

У себя в компании ввёл хорошее дополнение к теме письма в виде предположения отправителя, сколько времени займёт прочтение и работа по задаче, описанной в письме.

Оцени идеи на ДР Славы (30 секунд)
Утверди новый текст на главной (10 минут)
Придумай совместный проект с журналом «Форбс» (30+ минут)

Озорнин Михаил
14 октября 2012

Нет ничего хуже, чем искать нужное письмо среди «(без темы)», «Re: (без темы)» и «Fwd: (без темы)».

По-моему, важно, чтобы в заголовке были какие-то ключевые вещи. Например, если вопрос про конференцию, то это её название.

Плохие примеры из рабочей почты и способы переделки:
Картинка → Английская версия лого для update server;
Прокачай свой скилл до 137 уровня!! → Внутренние семинары и ссылки на лекции по ИБ;
TDD → Подскажите книгу по TDD;
Ошибка → Показ сообщений об ошибках при установке;
JS → Кандидат-джаваскриптер;
Создан запрос → Задача на фичу «пыщ-пыщ фича» в трекере;

Александр Богданов
14 октября 2012

Неудачные:
No subject
Александр, здравствуйте!
Важно!
[Название компании]

Ещё умудряются сам текст письма в тему засунуть, чтоб не заморачиваться.

Александр Банкин
14 октября 2012

Я уже пару лет использую такую связку:
Название своей компании: тема
ПромСнабТрансСервис: вопрос про реквизиты

Так получатель сразу понимает, кто и из какой компании пишет.

Кирилл Латинский
14 октября 2012

Руководствуюсь таким принципом: по теме письма должно быть понятно, чего от этого письма ждать. Как правило, критерием этого является наличие в теме глагола.

Сравните:


— Новый текст на главной

— Придумал хороший новый текст на главную
— Текст на главной успею к среде
— Новый текст на главной взбесил клиента


— День рождения Славы

— Слава отмечает день рождения 11 октября
— Не знаю, что подарить Славе
— Слава на дне рождения разбил головой торшер

Ростислав Чебыкин
14 октября 2012

Максим, тема письма помогала бы в реальной жизни, если бы большинство корреспондентов придерживались ваших правил. На практике их почти никто не придерживается, поэтому, например, искать письма по теме — бессмысленное занятие.

Тема письма — тяжёлое наследие эпохи первобытных компьютерщиков.

Скажите, часто ли вы видели, чтобы в обычных бумажных письмах указывали какую-то «тему»? Если на протяжении многих тысяч лет человеческой истории авторы и получатели писем обходились без тем, то почему эти темы вдруг понадобились, когда почта преобразовалась из бумажного в цифровой формат?

Или, например, если вы общаетесь по ICQ, скайпу или через «ВКонтакте»,— может ли вам прийти в голову снабжать каждую реплику ещё какой-то «темой»?

Андрей Щербатых
14 октября 2012

Иногда удобно указать в теме письма просто название проекта, типа «Магазин игрушек myshop.ru». Дело в том, что когда идет интенсивная переписка по проекту (десятки писем в неделю, а то и сотни) — искать письма по теме бесполезно, проще пользоваться поиском почтового клиента. Зато письма, имеющие одну тему, удобно группируются в айфоне.

А вот когда писем мало, 1-2 в неделю — обязательно осмысленные темы нужны. Максим привёл очень классные примеры.

С другой стороны, важно давать особо отличающиеся названия для каких-то важных данных, к которым 100% вернётесь позже. Например, письмо с доступом на хостинг. Или письмо с утверждённым прайсом.

Илья Красинский
14 октября 2012

Мне помгают отличные 5 вопросов, ответив на которые, мы раскроем тему: Who, What, When, Where, Why (в западной литературе 5W). Конечно, для каждого случая часть вопросов опускается.

Например:
LinguaLeo. Итоги встречи в пятницу после конференции Apps4All.
Евгений Л. НДА, договор и оплата фрилансеру с Украины.
Продуктовая стратегия. Цели на осень.
Андроид. Замечания Айнура к тренировкам со встречи в пятницу. и т. д.

К сожалению, почта до сих пор ничего не знает ни о проектах, ни о задачах. Поэтому первым словом я стараюсь сократить контекст обсуждения до конкретного проекта, а уже потом расскрыть тему ).

Артём Сапегин
15 октября 2012

Самый неудачный заголовок — это отсутствие заголовка. А ещё такие письма постоянно оказываются в спаме.

Иван Титов
16 октября 2012

Заглянул в свою почту и увидел главную проблему: несмотря на то, что темы удачные, дальнейшее обсуждение превращается в кучу писем с одинаковой темой «Re: Листовка».

Мария Комарова
17 октября 2012

Вот характерные темы писем от моих клиентов: по сайту, бла бла, bb, Срочно!!!!, очень ВАЖНО. Моя любимая: «Маша, штыри».

Если хочется иметь формальный метод, можно использовать конструкцию «Тема[/подтема] — рема», где тема — то, что предполагается известным получателю, чтобы ввести в контекст; рема — то новое, что сообщается в письме. Например: «Классикачистоты.рф/верстка — замечания по главной странице».

При переписке с коллегами мне нравится использовать аббревиатуры типа ATN, ASAP, ALAP, FYI, RESENT, TY. Самая полезная, если письмо помещается в тему — EOM (end of massage). Например, «Ждем тебя сегодня в 3 часа EOM».


17 ноября 2012

Ростислав, тема — полезнейшая вещь.

Приглашаете нескольких человек поговорить в скайпе — задаёте тему. Хоть десять коллективных чатов создайте, по темам будет легко понять, где о чём говорится.

Приходите к компьютеру утром и сразу выбрасываете 25 из 30 писем, которые вам за ночь прилетели. Даже не читаете — определяете по темам, что они вам не нужны.

Виктория
28 февраля 2014

Инфобизовская рассылка с темой «Ты не лузер! Хочешь докажу?» сразу вызвала негатив и нежелание открывать письмо и продолжать читать автора.

Захар Турей
22 июня 2017

Тема письма — это инструмент, и как им пользоваться, зависит от изобретательности. Меня учили применять кодировку, как для командной строки. Например, «Client project main page dev» и так далее. Лаконично, но не до безумия. При поиске и автоматической сортировке сразу понятна суть.

Елена Воробьева
16 июня 2018

Примеры тем моих писем:
СИБСНАБТОРГ. Концепты
КОМАНДОР. Комментарии заказчика
* РУСФИНАНС. График съемок.

Всегда выделяю большими буквами проект или цель, а строчными — суть. Так мне проще найти письмо.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

Это какие‑то другие пиксели? Как они соотносятся? 2 1 2 Защититься от случайного нажатия «Сдаться» 1