Наталья Пухова
17 мая 2013

Илья, спасибо вам за совет о жизни дизайна после сдачи проекта!

Есть ещё одна ситуация, в которой хотелось бы разобраться.

Я нарисовала макеты для сайта, и теперь безуспешно пытаюсь утвердить их у заказчика. Заказчик — очень занятой человек, и ему явно не сильно интересно срочно открывать сайт.

При постоянном методичном обзвоне я дозваниваюсь к нему раз в два дня. Он обещает, что всё обязательно посмотрит завтра. Завтра я до него не дозваниваюсь. Послезавтра он извиняется и обещает посмотреть завтра. И по новой.

Я не знаю, что ему говорить: взрослый человек, бизнесмен, сам ко мне обратился, а ведёт себя, как будто меня избегает. Я попробовала выложить багаж: он сказал, что всё понимает, сожалеет и обещает всё посмотреть завтра. И так далее.

Договориться о встрече не могу: человек в другом городе. Как поймать заказчика, которому некогда заниматься своим сайтом?



Каждый потерянный на согласование день — потерянные деньги. Ведь вы резервируете на проект своё время и отказываетесь от других заказов. А если вы работаете не одна и вам приходится держать наготове целую команду?

Мне кажется, в вашей ситуации наступил момент, когда уместно поставить вопрос ребром и предложить изменить договорённости.

Не обвиняйте, а констатируйте. И обязательно укажите точную дату.

«Я сделала дизайн сайта 23 дня назад, но мне никак не удаётся его утвердить. Я подробно не обсудила с вами эту ситуацию заранее и не заложила в проект столько времени на приёмку. Если я не получу ваши комментарии через три дня, к сожалению, я больше не смогу резервировать время для проекта и придётся прекратить работу. Когда вам было бы удобно обсудить сложившуюся ситуацию?»

В договоре обязательно предусматривайте подобное развитие событий.


P. S.
Это был юбилейный, стопятидесятый, совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Евгений Ширин
17 мая 2013

По опыту знаю, что в договоре нужно прописывать всё. Примерно раз в 3-4 месяца мы добавляем в договор несколько новых пунктов на основе нового опыта.

Всегда прописывайте в договоре:
1. Заказчик обязуется рассмотреть предложенный макет в течение 5 рабочих дней, утвердить его или внести пожелания. В случае, если в течение указанного срока Заказчик не предоставил правки, макет считается утвержденным.
2. В случае задержи Заказчиком выполнения обязательств по Договору на срок более 15 рабочих дней, Исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, при этом Предоплата не возвращается и Заказчик обязан оплатить фактически выполненные работу и компенсировать Исполнителю упущенную прибыль в размере 50 % от оставшейся цены Договора.

Любой проект разбивайте на этапы, работа по каждому этапу по 100 % предоплате за данный объём работ.

В данном случае я бы просто переключился на другие проекты. Зачем тратить время на звонки заказчику, которому проект не особо и нужен. Как клиент созреет — позвонит сам, далее можно будет обсудить пересмотр цены по Договору.

Евгений Арутюнов
17 мая 2013

Евгений, ну как это — макет считается утверждённым? Вы же не полагаете всерьёз, будто клиент скажет: «Эх, ладно, я не успел посмотреть этот чёртов макет и сказать, что думаю. Поэтому теперь, хоть он и не годится, мы будем его использовать. Вот же я встрял, дурак…». Если это такой лукавый намёк на необходимость дополнительной оплаты, то лучше бы так и сказать.

Я считаю, что добавлять пункты в договор раз в 3-4 месяца — не выход. Договор будет расти, а проблемы, по большей части, останутся нерешёнными. Пухлый договор поможет вынудить человека что-нибудь там оплатить, но не поможет устранить факторы, мешающие создать хороший продукт.

Евгений Ширин
18 мая 2013

Евгений, наличие жёстких пунктов в договоре ещё не говорит о том, что мы не можем пойти на уступки перспективному клиенту. А можем и не пойти — можем расторгнуть договор и отказаться от дальнейшего сотрудничества. И мне будет совершенно безразлично, что подумает заказчик и как он будет использовать (и будет ли вообще использовать) макет.

Избавляйтесь от убыточных клиентов!

Я прошёл путь от фрилансера до учредителя и генерального директора крупной рекламно-производственной компании, и знаю, о чём говорю.

Это бизнес, а основная цель любого бизнеса — получение прибыли.

Почему-то некоторые заказчики рассуждают исключительно в одностороннем порядке: подрядчик не уложился в сроки — он причинил убытки; заказчик затянул сроки — ничего страшного, подождут. В итоге: или сотрудники будут сидеть без дела, ожидая, когда заказчик разродится дать ответ, или им придётся вкалывать в авральном режиме. Оно вам надо?

Вы говорите про «хороший продукт». Хороший для кого? Для заказчика? Но если заказчик сам затягивает сроки, то, видимо, этот продукт ему не особо нужен. Или хороший для исполнителя? А тут простые критерии: своевременно оплачен, своевременно сдан, не стыдно выложить в портфолио. Мы сразу делаем продукт так, чтобы нам не было стыдно.

Алексей Червяков
17 мая 2013

Добрый день, Наталья.

Попробуйте выяснить причину того, почему заказчик затягивает сроки. Возможно, вы получите новую информацию, которая поможет решить проблему.

Не нужно строить предположений о мотивах заказчика. Его видение ситуации может кардинально отличаться от вашего. Может, у него нет сейчас денег, чтобы заплатить за следующий этап разработки, и ему просто неловко вам об этом сказать. Или он через неделю хочет уволиться и не видит смысла завершать проект.

Напишите, пожалуйста, чем закончится ваша история. Удачи на переговорах!

Александр Кравчук
17 мая 2013

Человек не бывает частично безответственным. Безответственность — это дурная привычка, которая проявляется во всём.

Но иногда наплевательское отношение может касаться лично вас. Тогда это признак неуважения — и с этим надо срочно что-то делать.

В этом плане работа дизайнера-фрилансера напоминает работу врача-психиатра. Помимо выполнения заказа, приходится учиться лучше понимать своего клиента.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание? 4 Как правильно построить переговоры таким образом, чтобы обойтись без презентации или хотя бы свести её к разумному минимуму?




Недавно всплыло

1

Как же мне сделать систему, удобную и понятную для конечного пользователя?

2
5 3