Наталья Пухова
4 января 2013

Илья! Помогите разобраться в ситуации.

Я рисовала макет для заказчика. По условиям договора, в конце работы я предоставляю заказчику файл под печать и исходник. Сделала макет, отдала, получила оплату.

Через некоторое время вижу, что заказчик изменил мой макет: изменил текст, «поигрался со шрифтами» и запустил в тираж. Получилось, само собой, кошмарно. Я спросила у заказчика, почему он не попросил меня внести изменения. Он отшутился, что, мол, дорого за каждой правкой обращаться к дизайнеру, «да и сам я, в общем-то, разбираюсь в дизайне». Я, само собой, не стала ему говорить, как плохо получилось.

У меня два вопроса: 1. Как нужно поступать, чтобы заказчик потом не «доводил напильником» мою работу? 2. Что делать, если заказчик всё-таки испортил то, что было?



Если вы отдали дизайн и он живёт, стоит быть готовым к неизбежным изменениям. Вопрос только в том, кто будет их вносить. Полезно обсудить это с клиентом заранее и прописать в договоре.

Интересно, почему заказчик захотел внести изменения, ведь он сначала принял работу. Что изменилось? Может быть, вы на него давили, и ему было проще согласиться с вами и самому потом переделать, чем спорить. А может быть, изменилась сама задача.

Поговорите с заказчиком ещё раз. «Я вижу, что в текущем макете поменялся текст, и мне кажется, что теперь макет выглядит немного хуже. Если вы видите в этом смысл, то я бы хотела переделать макет, и обсудить с вами новый вариант. Что вы об этом думаете?»

В будущем стоит заранее рассказать заказчику, как вы относитесь к ведению проекта после сдачи.

P. S.
Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Виталий Кузнецов
4 января 2013

Я не вижу в ситуации ничего плохого. Есть моя работа, и она в моём портфолио. Есть то, что делает заказчик — это его работа.

Плохо, когда заказчик портит работу и говорит, что это сделал дизайнер. Тогда надо как-то решать вопрос с правами. Кстати, как это сделать?

Вадим Паясу
4 января 2013

1. А почему не говорить ему, как плохо получилось — это само собой?

2. Универсальная стратегия такая: подобрать сочетание факторов, при котором правок не будет или они не будут вредить проекту. Например, можно попробовать делать хороший дизайн, который не хочется переделывать. Или учитывать возможные изменения наперёд и встроить в проект наиболее вероятные правки. Или выбирать клиентов, которые всё принимают сразу. Или научиться красиво убеждать.

У кого-то сработает одно, у кого-то другое. У вас, скорее всего,— всё вместе.

Никита Прокудин
4 января 2013

Особенно часто я сталкиваюсь с подобным в веб-дизайне. Заказчику выгоднее заказать реализацию у дешёвых подрядчиков, в итоге результат получается ужасный.

Приходится выкладывать работу в портфолио, и не давать ссылку на сайт. Я, например, ставлю своё имя только в том случае, если вся работа производится в рамках нашей команды. Не знаю, правда, правильно это или нет.

Глеб Михальченков
4 января 2013

Наталья подняла очень важную тему жизни дизайна после передачи полученного результата заказчику.

Если данный вопрос волнует вас только с точки зрения своего портфолио, то стоит просто добавить в описание работа надпись. Например, «концепция дизайна буклета».

Многие студии пишут «наполняется силами заказчика», как бы намекая на то, что заказчик сам распоряжается своим проектом, и не обращается за помощью к специалистам.

Вячеслав Мацнев
4 января 2013

Для примера скажу, почему я сам, выступая в роли веб-верстальщика и программиста, порой, вношу изменения в уже принятый дизайн.

Менять дизайн приходится по двум основным причинам:

1) Дизайн чем-то не устраивает;
2) Изменилась изначальная постановка задачи и дизайн ей не соответствует.

Обращаться за изменениями к дизайнеру часто, действительно, дорого.

Речь не о деньгах, которые надо заплатить дизайнеру (он может вносить правки и бесплатно), а о том, что дизайнер-фрилансер очень часто не доступен тогда, когда «срочно, вот прямо сейчас» надо внести изменения.

Время простоя, задержки сдачи этапа или всего проекта стоит дорого.

«Изменил текст»: у заказчика, вероятно, есть свой заказчик, который придумывает текст или заставляет его менять. Просто будьте готовы к этому.

«Поигрался со шрифтами»: бывает открою PSD файл и Фотошоп сообщает, что у меня не найдены какие-то шрифты. При любом изменении текста Фотошоп подставляет вместо отсутствующего шрифта какой-то другой. Не знаю, как работает этот алгоритм, но иногда вместо шрифта без засечек подставляется шрифт с засечками.

Не используйте редкие шрифты или прикладывайте их к макету (вы, наверное знаете, как это делается в вашем ПО). Как минимум в документации указывайте, где и какой шрифт должен быть использован и откуда этот шрифт можно взять, если что.

«Получилось, само собой, кошмарно»: 
— если вы так думаете, то заказчик, возможно, так же думает и о вашей работе. От влияния «вкусовщины» избавиться сложно. Требуется, чтобы между вами было доверие. Не даром ребята из бюро постоянно советуют: поговорите с заказчиком, разговаривайте с ним, говорите, говорите, выстраивайте отношения;
— если заказчик знает, что вы думаете о его правках, или предполагает что-то нехорошее (а это почти всегда так, если нет доверия), то ему не захочется лишний раз к вам обращаться. Просто не захочется и всё. Проще и спокойнее сделать самому.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как после травления лески защититься от манипуляций? Илья, в чём разница между болью и нуждой? Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1




Недавно всплыло

Кто ты? 1 Расскажите об управляемости: программа 2 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1