Артём
6 марта 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об управляемости.

(Часть одиннадцатая: воздействие)


Чтобы управлять, во-первых, объект должен поддаваться управлению, во-вторых, у управляющего должны быть способы получить информацию, принять и передать управляющее решение. Мы уже обсудили, как сделать объект управляемым, а теперь поговорим о способах управления.

Самый примитивный и прямолинейный способ управления — «насильственный», то есть непосредственным силовым воздействием или ограничением.

Разговор об управлении мы начинали с лебёдки для подъёма паруса:

Моряк крутит ручку лебёдки, поэтому механическая лебёдка поднимает парус

Воздействие «крутит ручку» — одновременно и управляющие, и силовое. Моряк выступает в качестве управляющего и источника энергии. В тех же ролях выступает и велосипедист, крутящий педали.

Чуть более сложный случай:

Всадник стегает лошадь, поэтому лошадь бежит быстрее

Всадник не толкает лошадь физически, но причиняет ей боль — мощнейший источник энергии для живых существ. Удар шпорами или нагайкой — это не просто управляющий сигнал, а воздействие.

Водные каналы соединяют водоёмы для судоходства, орошают или осушают землю. Перекачивать воду по каналам энергозатратно. Поэтому чтобы заставить воду течь в нужном направлении, вместо прямого воздействия используют силу тяжести, но создают физические ограничения для течения — берега каналов, плотины и шлюзы:

  • Сооружение каналов

    В отличие от дорог канал необходимо строить с таким расчётом, чтобы на всех его участках обеспечивался горизонтальный уровень. Там, где на пути встречаются возвышенности, роют более глубокую траншею или же канал пропускают через туннель. Там же, где встречаются ложбины, которые трудно обойти, канал лучше всего продолжить вдоль невысокой насыпи. Если канал достигает пункта, где изменение уровня происходит слишком резко и не позволяет рыть траншею, строить туннель или возводить насыпь либо акведук, необходимо построить шлюз и продолжить сооружение канала на новом уровне.

    Человек и машины: пер. с англ. Мир, 1986. (Радость познания. Популярная энциклопедия в 4 томах)

По морскому пути Св. Лаврентия длиной 3560 км океанские суда проходят из Атлантики в глубь Канады и США вплоть до Верхнего озера:

  • Управлять
  • Воздействием
  • Сигналом
  • Обратной связью
  • Алгоритмом
  • Интерфейсом
  • Самоуправлением
  • В экосистеме

Канализировать можно не только воду, но и потоки людей:

  • Каналы для людей

    Насильственный подход к навигации можно наблюдать в залах станций московского метро в час пик. Вход на эскалатор разделяют перегородками почти до центра зала — это позволяет избежать смешивания встречных потоков и лишней давки.

Элероны и рули высоты — силовые элементы управления самолётом:

  • В авиации

    Элероны — части задней кромки крыльев. Элероны на каждом крыле отклоняются в противоположные стороны. Воздушный поток огибает каждое крыло с разной скоростью, создавая разную подъёмную силу — самолёт начинает крениться в соответствующую сторону.

    Рули высоты — подвижные части горизонтального хвостового оперения самолёта. Если рули отклоняются вниз, хвост самолёта поднимается, а нос — опускается, и наоборот.

В предыдущих примерах передачи информации вроде бы и нет — энергия передаётся напрямую. Но возможен и следующий шаг, когда механизм передачи энергии одновременно содержит в себе и передаёт к объекту управления нужную информацию.

Ручные механические часы показывают часы, минуты, секунды, дату, фазы луны. Бьют и играют мелодию. В часах источник энергии — главная пружина — передаёт ход стрелкам через сложную систему барабанного колеса, волоска, баланса, шестерёнок и осей.

Все эти шестерёнки — силовой интерфейс, который передаёт одновременно энергию и информацию. Более того, пружина — источник энергии, а управляет стрелками сам интерфейс. Парадокс в том, что интерфейс — это трансмиссия, система передач, то есть подчинённая система, но именно он оказался нагружен функцией управления. По-моему, это прекрасная иллюстрация «перетекания» функций между подсистемами.

Тик-так

Схема автоматического механизма часов «Хойер Калибр 11»

А в первом автоматическом хронографе «Хойер» дополнительным источником энергии служит движение руки владельца.

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

P. P. S. Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: программа 1 Расскажите об управляемости: обратная связь Расскажите об управляемости. Часть двенадцатая Расскажите об управляемости. Часть десятая




Недавно всплыло

4 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 У меня остаётся ощущение, что я идиот, «рассыпала бобы», но на конкретных ошибках не могу себя поймать 3