Артём
23 января 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об управляемости.

(Часть десятая: динамизировать, согласовать, перейти к би-поли-)


Закономерности развития систем действуют одновременно, переплетаются и готовят почву друг для друга.

Динамизация и управляемость

Динамизация — это и есть создание структур, поддающихся управляемому изменению. Подвижный шарнир в циркуле делает его управляемым.

Какой-то элемент в системе может изначально быть «гибким» и изменяемым, но динамическая система — условие управления. Если в системе нечего менять, то нечем и управлять.

  • В морском деле

    Когда изобрели парус для движения лодки, люди догадались его ставить и убирать, менять площадь и угол к ветру. Для улучшения управления парусом сначала использовали простейшие блоки, поднимавшие реи. Потом изобрели механическую лебёдку, а современную яхту можно оборудовать электроприводом с кнопочкой.

    Но условие всего этого прогресса управляемости — динамизация, принципиальная возможность менять паруса.

Для управляемости иногда достаточно просто добавить возможность изменения:

  • В маркетинге

    В современной электронике большую часть функциональности обеспечивают программы, а аппаратная основа у дорогих и дешёвых гаджетов часто одна и та же. Производитель электроники рассказывал мне, что у его видеоплееров одна и та же «начинка» и почти одинаковая себестоимость. Но чтобы управлять спросом, в дешёвых моделях программно выключены возможности, доступные в более дорогих.

    Динамизация упрощает жизнь и хакерам — чтобы получить дополнительные функции, достаточно «подпольно» заменить версию программного обеспечения.

Динамизация и повышение управляемости — связанные процессы, но это не одно и то же. Элемент может быть гибким, но не управляемым. Шланг брандспойта гибкий, но может вырваться из рук под напором.

Согласование и управляемость

Согласование — ещё одна закономерность развития дизайна. Чем более зрелая и совершенная система, тем лучше в ней согласованы элементы и взаимодействие. В кино согласованы сюжетные линии, костюмы героев, цветовая палитра кадров. В музыке согласованы мелодии и звучание инструментов. В компании согласованы производство, продажи, маркетинг и пиар. В графическом дизайне согласованы композиция, ритм и плотность объектов, шрифт и иллюстрация. Часто, когда главная идея дизайна найдена, работа дизайнера — согласовать его элементы. Примерно такая же роль у режиссёра, дирижёра и руководителя.

Согласование — это наведение порядка. Неудивительно, что согласование помогает повышать управляемость.

В газетном деле

Разво­рот газе­ты «Ди Цайт»

В газетах используется принцип модульности и модульная сетка. Заранее известно, какие модули-прямоугольники отдадут рекламе, какие передовице, какие новостям — даже до того, как передовица и новости написаны, а клиент передал в редакцию рекламный модуль. Размеры модулей стандартизированы, поэтому в случае непредвиденных изменений одну статью можно оперативно заменить на другую — или на рекламный модуль.

Согласование и структура делают дизайн газеты приятным и аккуратным, а процесс её выпуска — управляемым.

Переход к би- и полисистемам и управляемость

Переход к бисистеме (буквально к «двойной системе») — универсальный шаг прогресса одиночной системы. Двухстволка, двухколёсный велосипед, велосипед-тандем с двумя сёдлами, двойная кабина авиапилотов, сдвоенная половозрастная гистограмма, музыкальный дуэт, книжный разворот — примеры удвоения с новым качеством есть в любой области.

Управляемость — одно из качеств, которое может дать переход к бисистеме. С двухстволкой удобнее управляться, чем с двумя ружьями. А что делать музыканту, которому в одной песне нужны две разные гитары?

Для концертного исполнения песни «Лестница в небо» гитаристу Джимми Пейджу пришлось раздобыть двухгрифовый Гибсон, чтобы поочерёдно играть на шестиструнной и двенадцатиструнной гитаре:

На концерте

Из архивов Ларри Хульста и Майкла Окса. Гетти Имиджес

В однозадачной операционной системе 80-х МС-ДОС приходилось копировать, переносить и удалять файлы с помощью текстовых команд с особым жёстким синтаксисом. Эта мука продолжалась до изобретения программы «Нортон Командер» с революционным интерфейсом из двух равноправных независимых панелей. Пользователь мог произвольно работать с папками файлов (тогда они назывались «директориями») в любой из двух панелей. Файлы копировались в любую сторону между директориями, открытыми на панелях в данный момент — это было чудо:

Двухстволка в интерфейсе

Нортон Командер

Это был настоящий буст в управляемости. Сисадмины десятилетиями пользовались аналогами «Нортона» даже внутри современных оконных интерфейсов.

Современная инкарнация Нортона — раздельный режим Айпада. Экран делится на две части, в каждой из которых отображается отдельное приложение:

Айпад Командер

Режим «сплит-вью» на Айпаде. Эпл

Как и в Нортоне, главное удобство — в одновременном отображении и копировании информации между двумя приложениями.

Обратите внимание, что до появления раздельного режима интерфейс Айпада был однозадачным, в отличие от настольных систем. Настольные многооконные интерфейсы когда-то резко шагнули от однозадачного МС-ДОС (или от бисистемы, если учитывать Нортон) к полисистеме (буквально к «множественной системе»). Пользователи получили возможность управлять не двумя директориями, а произвольным количеством документов, папок и программ:

Полиинтерфейс

Первый Мак

Переход к полисистеме придаёт ей новые качества, в том числе повышает управляемость.

  • Управлять

Система связанных ползунков помогает клиенту банка подобрать условия кредита. Параметры кредита представлены ползунками, которые автоматически передвигаются при изменении любого из параметров:

Калькулятор кредитов



Подробнее об интерфейсе калькулятора кредитов

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о работоспособном дизайне, полезном действии, разрешении противоречий, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

P. P. S. Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: программа 1 Расскажите об управляемости: обратная связь Расскажите об управляемости. Часть двенадцатая Расскажите об управляемости. Часть одиннадцатая




Недавно всплыло

Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 4 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6