Дима Плотников и Денис Дрожжов
7 сентября 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Д. П.: Поясните, пожалуйста, логику выбора формата электронного учебника Артёма Горбунова «Типографика и вёрстка». Зачем развороты? Это же обычный сайт, который незачем насиловать книжным форматом. Кажется, что «Московский метрополитен» в первой главе удобнее было бы расположить справа, а поясняющий текст слева.

Д. Д.: Артём, почему за основу учебника о типографике и вёрстке выбран формат бумажной книги? Учебник интерактивный, распространяется в электронном виде. Зачем номера страниц? Зачем развороты? Почему не сделать сайт с лонгридами, например?


Дима и Денис!

Наша цель — издавать книги, связанные с профессией дизайнера.

Каждый уважающий себя дизайнер питает слабость к бумажным книгам. Мы не исключение и давно мечтали издавать собственные.

Но когда пришло время воплощать задуманное, я понял, что как бы я ни любил книги, я не хочу издавать их на бумаге. Издавать в чужом издательстве — значит экономить на всём и не контролировать результат. Создавать собственную офлайновую логистику — не наш путь, у нас слишком много других целей. Я вообразил, как из типографии приезжает грузовик с коробками книг, которые выгружают, я с предвкушением открываю первую книгу, и первое что вижу — опечатка. Повторенная в каждом экземпляре в каждой коробке. Каждую из которых теперь надо продать. Вся эта переведённая бумага — с браком. Хорошо, человечество за столетия привыкло к этому компромиссу, но зачем мириться с ним сегодня?

Заниматься электронными книгами мне гораздо интереснее. В этой области конь не валялся, здесь можно придумать, попробовать и сделать много нового.

Но для этого сначала нужно понять, что такое книга. Оторвать абстрактное понятие от физического носителя очень сложно. Слово «книга» вызывает в голове в первую очередь образ книжного блока в переплёте. Подходы к изложению, издательские стандарты, приёмы оформления книги формировались в течение веков под влиянием её конструкции, технологий печати и механического процесса чтения и переворачивания страниц.

Но привычная книга появилась не на пустом месте. «Лонгриды» древнего мира имели форму рукописных свитков, затем в средневековье превратились в книгообразные рукописи, и наконец в эпоху Возрождения появились печатные книги:

Манускрипт законов Хивела Да, 12—13 в. Национальная библиотека Уэльса
Галилео Галилей. Звёздный вестник. Венеция, 1610. Рейр-букс

Каждый такой переход был революционным. Переплёт значительно удлинил срок сохранности текстов. А изобретение печати, как минимум, научило население читать и писать.

При каждом «скачке» формат наследовал черты предыдущего: сначала разбиение текста на колонки, затем — симметричный разворот. Конечно, наследование элементов представления информации вызвано в первую очередь техническими причинами. Но по сравнению с более «техническими» изобретениями и технологиями, повседневные объекты с пользовательским интерфейсом развиваются более медленно, под влиянием привычек, психологической и культурной инерции пользователей.

Решение использовать браузер и ХТМЛ как базовую платформу для меня было быстрым и бессомненным. Предлагаю заинтересованным уважаемым советчикам ознакомиться с манифестом Мэтью Батерика — юриста, шрифтовика, думающего и пишущего дизайнера. Готов подписаться: «Педеэфа не будет».

Но речь не идёт о том, чтобы делать сайты вместо книг. Чтобы понять, какой должна быть электронная книга, стоит попытаться осмыслить «книгу» на абстрактном уровне, как информационный формат, а не физический носитель. А уже затем учесть технические ограничения и устоявшиеся привычки компьютерных читателей.

Текстовая часть веба состоит из комментариев, документов, статей и эссе. Это страницы с текстом малой и средней длины. Даже так называемые «лонгриды» часто короче обычной статьи в научном журнале. Тексты документов и статей необязательно линейные — они бывают разбиты на разделы или структурированы с помощью колонок, плашек и врезок. В каждой статье излагаются факты и мысли на конкретную тему. Статьи и документы объединены в сайты. Советы — хороший пример такого формата.

Книга — формат другого уровня, подходящий для изложения системы знаний:

Исаак Ньютон. Математические начала натуральной философии. Лондон, 1687
Джим Кемп. Сначала скажите «нет». Краун Бизнес, 2002

Большой объём информации влияет на подачу. Книга имеет собственную структуру, справочный аппарат и должна способствовать постепенному усвоению материала на протяжении нескольких дней или недель чтения. Итак, наши рассуждения.

Книга — единый объект. Перемещение читателя по тексту вперёд и назад должно быть беспрепятственным и непрерывным. Главы не должны отделяться друг от друга ссылками или другими искусственными преградами. Возвращаясь к книге, читатель должен не только продолжить чтение с того же места, но и иметь возможность освежить в голове несколько последних абзацев, даже если они остались в предыдущей главе. Отсюда решение — электронная книга должна целиком помещаться в одном окне.

Мышление и восприятие неразрывно связаны со зрением. Эдвард Тафти посвятил четыре книги представлению информации. Одна из его ключевых идей: человек способен воспринимать информацию высокой степени сложности и детализации, если её носитель совмещён с полем зрения. С помощью внешних вспомогательных средств, подсказок и наглядных приёмов мозг способен оперировать сотнями информационных объектов в кратковременной памяти. Если большая географическая карта остаётся перед глазами, даже выходя за пределы поля зрения, — мы оставляем «зарубки» в сознании, пока подробно изучаем другие области.

Попробуйте спрятать части карты — если зритель не выучил её наизусть, он тут же потеряет ориентацию. Тафти критикует представления, случайно или искусственно разделяющие связанные по смыслу текст, иллюстрации и табличные данные:

  • «Первые восемьдесят текстовых страниц „Оптики“ содержат 6300 буквенных обозначений в ссылках на иллюстрации, припрятанные после страницы 80. Чтение книги требует чудовищных метаний между текстом и рисунками на вкладках, между словесной книгой и четырьмя сопутствующими буклетами с иллюстрациями»

    Об издании «Оптики» И. Ньютона 1704 года. Edward Tufte. Beautiful Evidence

Тогда кажется хорошей стратегией дизайна управлять тем, что попадает в поле зрения читателя. Дизайнер обычной прокручиваемой страницы контролирует общую последовательность элементов, но не выбирает, какой элемент находится вверху или внизу поля зрения:

Страница Эпл-вотча

Грубо говоря, под контролем дизайнера остаются только две «якорные» стороны поля зрения:


Казалось бы — ну и что с того? Веб-дизайн уже двадцать лет работает с этим ограничением.

Но у нас не веб с документами, а книга со своими сценариями использования. С книгой работают как с цельным объектом, в каждый момент направляя внимание в конкретное место изложения — единицу смысла.

В бумажной книге развороты совершенно незаменимы. Разворот — это конкретное место, которое легко запомнить, найти, и на который можно сослаться в разговоре: «почитай страницу про метро». Лонгрид на это неспособен, весь лонгрид — это его середина, кроме начала и конца. Работа с книгой, особенно полутехнической, устроена совершенно иначе.

Через много лет после прочтения книг Тафти я до сих пор помню, в какой части книги и в каком углу страницы искать некоторые таблицы или графики. Не думаю, что это было бы возможно в одинаково безумных фантазиях, в которых Тафти издан на бумажном свитке или лонгридом.

Но у нас речь об электронной книге. Мы хотим, в первую очередь, не повторить структуру бумажной, а контролировать все углы и стороны представления:


И теперь пора вспомнить о технических ограничениях, форматах и привычках людей. Люди читают на экране, прокручивая текст по вертикали.

Контролировать углы и стороны представления веб-дизайнеры научились с помощью «залипающих» при прокрутке элементов, как на странице Аймака. При желании любой элемент можно закрепить сверху, снизу, с любой стороны или угла.

Наши развороты так и работают: иллюстрация или другой обсуждаемый объект могут быть закреплены сверху (как «метрополитен»), сбоку или снизу:

Ничуть не устаревшие шесть тезисов Ярослава Грешилова об идеальной электронной книге 2009 года

Развороты нашей книги целиком занимают ширину и высоту окна, то есть максимально претендуют на внимание и поле зрение читателя. Но у нас разворот — смысловая единица, а не результат математического деления книги на «экраны». Текст на развороте прокручивается, когда это необходимо, а иллюстрации сохраняют положение — или наоборот.

В отличие от «залипающих» картинок в лонгридах наши развороты отделены друг от друга. Во-первых, разбиение на страницы облегчает чтение длинного текста — об этом хорошо знают «бумажные» верстальщики. Во-вторых, смысловое деление помогает читателю легко запомнить место, вернуться к материалу и, конечно же, сослаться на него.

Для этого будут предусмотрены уникальные адреса каждого разворота, которые можно забрать из адресной строки и использовать в гиперссылке (пока недоступно в демонстрационной главе).

Но это не всё — вы не могли не заметить номера страниц. С ними вышло довольно неожиданно.

Я работал с авторами вопроса в Студии Лебедева и они неплохо меня знают. Ребята, я был бы последним человеком, который принёс бы из мира бумаги номерочки, циферки или какой угодно код без причины. Но мы несколько месяцев работаем над внутренностями книги и поняли, что нам просто неудобно ссылаться на места с опечатками или конкретными иллюстрациями. Ничего более простого и привычного, чем номер страницы, люди не изобрели. А раз нам стала удобна нумерация при вдумчивой работе с книгой, то и читателям будет удобно (и привычно!) ей пользоваться как справочником или источником. В отличие от бессмысленных и случайно изменяющихся номеров страниц «ебуков».

При этом мы не нарушаем устоявшихся привычек чтения на экране. Развороты следуют один за другим и составляют вместе единый объект — книгу. Непрерывная прокрутка позволяет при желании просмотреть её от начала до конца без дополнительных кликов, наведений и прочих жестов. Листание вправо и влево, как на «ебуках» — не вариант.

Для первой книги мы выбрали самую традиционную сетку разворота. Это канон Ван де Граафа, только для экономии с делением на 12, а не 9 частей. Поля и пропорции полосы адаптируются к размеру окна:


Конечно же, на экране нет двух страниц, соединённых у корешка, и сетка электронной книги может быть любой — необязательно симметричной. Как и с бумажными книгами, в будущем возможны любые эксперименты с привычным форматом. Но нововведения нужно вводить дозированно. Мы как бы вернулись к основам, чтобы наш читатель узнал — да, это не сайт и не лонгрид, а книга в новом мире. Добро пожаловать.

P. S. Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Дмитрий Шишкин
7 сентября 2015

Самая известная в России дизайнерская книга распространяется в интернете уже 17 лет: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/


7 сентября 2015

Дмитрий!

К сожалению, вы плохо знаете историю интернета. Сайт Ководства вышел не позднее 1998 года (и выглядел очень весело), а книга — лишь в 2006 году.

Роман Буянов
5 октября 2015

Человек реже моргает, когда смотрит в экран — от этого сохнут и раздражаются глаза. Плюс влияют блики от экрана (любимые Эплом) и несоответствие яркости и цветовой температуры внешнему свету, от которого ещё и нарушаются дневные циклы сна и бодрствования. (Возможно, есть и другие факторы, вроде прямого света в глаза вместо отраженного, но не знаю точно об их роли. На электрокнигах с боковой рассеянной подсветкой читать точно удобнее).

См.:
https://en.wikipedia.org/wiki/Computer_vision_syndrome
https://en.wikipedia.org/wiki/Keratoconjunctivitis_sicca

О долговременных эффектах:
http://www.cnet.com/…fog-up-in-a-flash-forcing-you-to-blink
https://justgetflux.com/


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как создавался новый сайт бюро. Часть четвёртая Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2




Недавно всплыло

Как флексить. Отступить от идеала 2 Расскажите об управляемости. Домашнее задание 4

Как же мне сделать систему, удобную и понятную для конечного пользователя?

2
Это я неправ, что долго думал, или магазин, что допустил такую ситуацию? 3