Максим Попов
5 августа 2014

Здравствуйте, Илья!

Как элегантно решить проблему толстых «жгутов» из маршрутных линий?

В качестве примера взята схема движения общественного транспорта Львова.

Спасибо.



Чистое тафтианство требует избавления от графического шума. Сначала стоит убрать белые прожилки между линиями:

1


Далее следует упростить обозначение остановок:

2


Длинные участки, совпадающие у значительного числа маршртутов, можно «собрать в пучок»:

3


Самое сложное — тщательно подобрать цвета всех маршрутов так, чтобы в каждом пучке был максимальный контраст:

4


При этом порядок маршрутов должен быть таким, чтобы присоединяющиеся или отсоединяющиеся от него маршруты не образовывали дыр в пучке:

5


Если маршрут где-то не останавливается, не стоит усложнять обозначение остановки, нужно вытащить маршрут из пучка:

6


В результате такой работы получится чистая и опрятная схема, которую не стыдно показать коллегам.


Однако при разработке навигации нельзя смотреть на схему в вакууме, как на самостоятельное произведение инфодизайнерского искусства. Есть ещё требования, которые накладывает жизнь. Схема будет напечана неправильными цветами, размещена под бликующим стеклом на остановке или наклеена с пузырями на стенку трясущегося троллейбуса. Даже если вы проконтролируете цвета и качество размещения, цвета со временем выцветут, а освещающая схему лампочка перегорит. Поэтому важно тестировать читаемость таких вещей в максимально некомфортных условиях.

Для начала можно имитировать их в Фотошопе:

7


Как видим, тонкие остановки потерялись. Сделаем минимальное изменение, которое их проявит и проверим ещё раз:

8


Так, кажется, работает. Но нужно будет проверить на полной схеме в настоящем размере.


Обратите внимание, что «чистый» вариант будет работать, только если все требования к подбору цветов и порядку маршрутов в пучке соблюдены. Когда нужно произвести и поддерживать несколько схем для разных районов большого города, такая схема будет очень затратным мероприятием (цвета должны быть синхронизированы между всеми схемами). Поэтому, например, в Лондоне используют вариант с белыми прожилками и более шумными остановками. Пол Марчант, глава отдела дизайна «Транспорт-фор-Лондон», рассказывал, что они вынуждены идти на графическое несовершенство, поскольку им критична возможность быстро получить очередную схему по гайдлайнам и знать, что она точно будет работать в плохих условиях.

Нарисовать отличную схему и придумать пуленепробиваемые принципы тиражирования схем — это разные дизайнерские задачи.

См. также схему челябинских троллейбусов и трамваев

P. S.

Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

3




Недавно всплыло

Кто ты? 1 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 4