Никитка
26 мая 2014

Бюро, привет!

Впервые столкнулся с подобной ситуацией: делал логотип для одной компании, владелец которой имеет ещё один похожий бизнес. Презентовал три варианта, выбрали один, потом я доработал его и сделал документацию по использованию. Через квартал позвонил заказчик и спросил меня о том, может ли он использовать в своём втором бизнесе одну из непринятых концепций (подкрепляя свою просьбу фразой о том, что он заплатил за эти концепции).

Что делать?



Никитка!

Лично я обожаю, когда случаются такие неожиданные парадоксы. Они разрывают шаблон и заставляют думать. Прямо древнегреческая притча: «Сократ и три эскиза».

Ответ зависит от ваших принципов в отношениях с клиентами, предыдущих договорённостей и юридического состояния дел. Порядок важен: если ваши принципы противоречат договорённостям с клиентом, лучше заново договориться — принципы важнее. Если юридически дела не соответствуют договорённостям или, тем более, вашим принципам, дела нужно привести в порядок.

В бюро не принято мелочиться с клиентами: мы не зажимаем исходники и передаём права на всё, что сделано в оплаченное клиентом время. Однако если один и тот же элемент дизайна меняется в ходе согласования, мы считаем объектом прав финальную версию на момент завершения работ. Ведь у нас в задании один логотип, а не три.

Поэтому если на момент маловероятного повторного обращения клиента мы успели бы сделать что-то похожее на отвергнутый вариант другому клиенту (ещё маловероятнее), то так бы ему и ответили — права переданы на конкретный элемент, договор есть договор.

Но если отвергнутые варианты просто лежат в ведре, мы бы не мелочились и спокойно подарили их клиенту — принцип важнее договора.

У вас, кажется, по-другому — если вы договорились разработать для клиента три варианта, ему ничего не мешает использовать все три. Возможно, юридические права на эти версии переданы ненадлежащим образом, но было бы свинством этим пользоваться — договор выше юридических формальностей. Поэтому если вы принципиально не хотите отдавать отвергнутый вариант, лучше заново договориться с клиентом, не прибегая к юридическому шантажу.

P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Игорь Гречишкин
26 мая 2014

Лично я бы без колебания разрешил использовать отвергнутую ранее концепцию и постарался бы продать её доработку.

Например так:
«Конечно, вы можете использовать результаты работы за которую заплатили, но, на мой взгляд, данная концепция не вполне готова к использованию и в текущем виде может нанести больше вреда, чем пользы. Если вам интересно, давайте обсудим, как я могу помочь вам довести её до ума».

Андрей Горбунов
11 июня 2015

Игорь, не думаю, что концепция логотипа может нанести вред. Кажется, что вы манипулируете.

Если логотип решает задачу клиента, я бы прямо об этом сказал. Если не решает — честно объяснил бы почему (цвета не те, символ не передает полезное действие, что угодно) и рассказал бы, чем могу помочь. Доверие клиента важнее.

Игорь Ермолаев
8 июля 2015

Надо ответить, что конечно можно, мол, используйте на здоровье как есть. Он же не просит ничего доработать, и вам делать ничего и не нужно. Мир.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как вы поступаете, если клиент настаивает на подписании договора о неразглашении (NDA)? 1 Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание? 4




Недавно всплыло

Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 1 5