Максим Ильяхов |
Серьёзный вопрос. Чтобы на него ответить, придётся разобраться в матчасти. И из этого уже выведем ответ. Форма текста влияет на то, как его читают. Абзац и перечень читают Когда читатель видит перед собой абзац, форма абзаца сообщает ему три мысли об этом тексте:
В абзаце следует рассказывать логически связанные, последовательные истории, в которых есть важное и второстепенное. Например, в тексте о компании рассказывать о своей работе, полезном действии и миссии следует в абзаце, потому что эти мысли связаны между собой иерархически:
Абзац настраивает на последовательное вдумчивое чтение. В этом абзаце невозможно ничего выхватить. Форма абзаца как бы намекает: «Читай меня полностью, раз уж пришёл». Абзац — это инструмент для подробного вдумчивого чтения. Допустим, перед читателем текст из абзацев: Вот как будет двигаться глаз читателя в поисках интересной информации: Перечень своей формой сообщает читателю другие мысли:
В перечне можно перечислять однородные сущности: услуги, этапы работ, пункты технического задания, документы на подачу визы. По перечню удобно искать и сверяться. Например, в случае с текстом о журнале в перечне можно рассказать об основных темах, которые нам интересны. Каждая тема равноценна. Мы как бы предлагаем читателю выбор:
Перечень подсказывает читателю, что перед ним нечто упорядоченное, равноценное, нарезанное на аккуратные фрагменты, из которых нужно выбрать. Допустим, перед читателем один перечень: Вот как будет двигаться глаз читателя в поисках интересной информации: Перечень по сравнению с абзацем кажется более простым и упорядоченным, а потому — более привлекательным при диагональном чтении. Если поставить перечень в текст, он привлечет к себе больше внимания, чем абзац:
Однако если перечней на одном экране два или три, то получается обратный эффект. Теперь простого слишком много, читателю приходится принимать слишком много решений. И тут выбрать, и там выбрать, везде сплошной выбор:
Я предпочитаю в любом тексте совмещать подачу абзацами и перечнем, чтобы читателю было легко принять решение и найти нужное. В вашем случае важно понять, что именно вы упаковываете в перечни и как так вышло, что у вас весь текст состоит из них. Если у вас в тексте всё однородное и одинаковое, то это плохо: это не текст, а просто набор фактов, который трудно считывать подряд. Если же вы ставите в перечень логически связанные элементы, то вы неправильно пользуетесь перечнем. Подробнее о перечнях поговорим в следующем совете. |