Внутренний голос
24 сентября 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об информационном стиле в договорах.

(Часть третья)


Ответственность

Что будет, если клиент пропустил платёж, заплатил не всё или не отвечает на письма? Как быть, если клиент передал студии материалы, нарушающие авторские права? Пункт об ответственности должен отвечать хотя бы на эти вопросы. Прочитаем очередной договор:

  • Заказчик несёт полную ответственность за содержание, достоверность, легальность и законность распространения предоставляемых Подрядчику для выполнения работ информации и рекламных материалов, за нарушение имущественных, авторских и иных прав третьих лиц.
  • Все имущественные претензии третьих лиц, в том числе авторов и обладателей смежных прав, в отношении предоставленной информации и рекламных материалов должны быть урегулированы Заказчиком своими силами и за свой счёт.

Отожмём воду:

  • Заказчик несёт полную ответственность за информацию, переданную Подрядчику по настоящему Договору. Связанные с ними претензии третьих лиц урегулируются Заказчиком за его счёт.

Информация и материалы — синонимы. Если не написано, что заказчик несёт частичную ответственность — он несёт полную. Любой пункт договора касается только того договора, в котором он находится. Если написано, что «все имущественные претензии» — нет необходимости перечислять или уточнять их.

Отожмём смысл, добавим лоск и переформулируем:

  • Заказчик несёт ответственность за законность информации и материалов, переданных Подрядчику. Связанные с ними претензии третьих лиц урегулируются Заказчиком за его счёт.

Если обе стороны не против, ответственность в договоре можно ограничить твёрдой суммой, процентами от стоимости договора или видом, например, реальным вредом или упущенной выгодой. Часто такой пункт выглядит так:

  • Максимальный размер ответственности любой Стороны ограничен реальным ущербом, но не более трёх миллионов рублей.

Форс-мажоры

Форс-мажоры — обстоятельства непреодолимой силы, которые не зависят от сторон и влияют на исполнение договора. Раздел о форс-мажорах выглядит, как правило, так:

  • Сторона освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, а именно – чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, или их последствий. К таким обстоятельствам относятся: война или военные действия, террористические акты, землетрясения, наводнения, нашествия инопланетян и пожары (далее – обстоятельства непреодолимой силы).

На мой взгляд, в пункте есть единственный серьёзный недостаток — перечисление всех возможных обстоятельства. А что, если случится стихийное бедствие, которого нет в пункте, скажем, удар молнии? Можно, конечно, потратить десяток часов, чтобы угадать все возможные форс-мажоры — но не факт, что вы угадаете тот, который выпадет именно вам. Поэтому единственный способ решить задачу — не зацикливаться на полном перечислении всех возможных обстоятельств:

  • Сторона освобождается от нарушения обязательств по договору, если оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
  • Но как отличить обстоятельства непреодолимой силы от других обстоятельств? Каждый раз доказывать в суде — сложно и дорого, а спорить с другой стороной — тяжело и бессмысленно. На помощь приходит ссылка на орган государственной власти, который выступит третьей стороной, незаинтересованной в выгоде сторон договора:

    • Сторона освобождается от нарушения обязательств по Договору, если оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, удостоверенных компетентным органом власти.
P. S. Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.

P. P. S. Я веду практический курс «Дизайн и право». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Распространяются ли авторские права на текст договора? Зачем нужны юристы? Зачем ИП нужен расчётный счёт? Посоветуйте формулировки для оферты об услугах на сайте?




Недавно всплыло

Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6 Кто ты? 1 4 2