Внутренний голос
10 сентября 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите об информационном стиле в договорах.

(Часть первая)


Ни в одном законе нет требований, заставляющих использовать в договорах сложные запутанные формулировки. Информационный стиль делает текст договора лаконичным. Обычный договор, как правило, может понять только юрист, а договор в информационном стиле понятен даже неспециалисту.

Информационный стиль в договорах экономит время и деньги: если у клиента есть процедура внутреннего согласования, такой договор быстрее подпишут и он вызовет меньше вопросов, чем обычный договор. У лаконичных договоров есть ещё один плюс: чем меньше текста и чем он понятнее, тем меньше неточностей, ошибок и юридических проблем.

Договоры, сделанные в информационном стиле, содержат только то, что нужно по закону, и то, что важно для сторон. Давайте посмотрим, как тяжёлый текст обычного договора со стандартной структурой превращается в лаконичный и понятный документ. Орфография, стилистика и пунктуация пунктов из разных договоров сохранена.

Преамбула

В каждом договоре есть преамбула. Её полезное действие — объявить стороны:

  • Общество с ограниченной ответственностью «Дизайнерская студия», ОГРН 123456787654, ИНН 4567892, КПП 98765456789, в дальнейшем именуемое Студия, в лице исполнительного директора Петрова Ивана Ивановича, действующего на основании доверенности № 14/88 от 1 февраля 2012 года, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «ВекторМинус», ОГРН 345678214134, ИНН 13413513834135, КПП 341135245246, в дальнейшем именуемое Клиент, в лице генерального директора Иванова Петра Петровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор разработки и сопровождения дизайна, впоследствии именуемый Договор, на нижеследующих условиях.

Реквизиты сторон всегда есть на последнем листе договора, поэтому прописывать их в преамбуле не нужно. О том, что одна из сторон платит, а другая — разрабатывает дизайн, понятно из текста договора и приложений. Отжав воду, получаем результат:

  • Студия и Клиент заключили Договор о нижеследующем.

Термины и определения

Полезное действие раздела — объяснить сторонам и, если что-то пойдёт не так, судье, термины, непонятные хотя бы одной из сторон или отличающиеся по своему значению от общепринятого понимания.

Вряд ли в двадцать первом веке найдутся люди, не знающие, что такое сайт, смартфон, акт, счёт, интернет, сторона, техническое задание. С другой стороны, далеко не все знают, что такое промежуточный акт, повременная система оплаты, СааС, бриф, хостинг или элемент дизайна.

Простой способ упростить договор — избавиться от очевидных определений, понятных каждому.

Крутой заход — не писать термины с большой буквы, но это может отпугнуть клиента или вызвать у него много вопросов, что только затянет подписание договора.

Предмет договора

Предмет договора — его суть и краткое содержание. Например, для договоров подряда это работы, а для лицензионного — права. Так он выглядит в обычном договоре:

  • Подрядчик обязуется выполнить для Заказчика работы в объёме, в сроки и по ценам, согласованным в Приложениях к настоящему Договору, подписываемыми сторонами и являющимися неотъемлемыми частями настоящего Договора. Все обязательства сторон по проведению конкретных видов работ, а также по их оплате, возникают после подписания соответствующего Приложения к Договору.

В тексте пункта важно: подрядчик выполняет работы, заказчик оплачивает их, работы согласованы в приложениях, приложения подписываю обе стороны. Если написать только о важном, получится так:

  • Подрядчик выполняет работы и передаёт их результаты Заказчику. Заказчик оплачивает работы и принимает их результат. Перечень и дополнительные условия работ согласованы в Приложениях, подписанных сторонами.

Теоретически можно убрать из текста «подписанных сторонами» — согласно обычаям делового оборота, если бумажка подписана обеими сторонами и в ней есть ссылка на договор — это уже приложение к нему. Главное — не перестараться: клиенту важно знать, с какого момента приложения согласованы и вы начнёте по ним работать.

P. S. Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.

P. P. S. Я веду практический курс «Дизайн и право». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Распространяются ли авторские права на текст договора? Зачем нужны юристы? Зачем ИП нужен расчётный счёт? Посоветуйте формулировки для оферты об услугах на сайте?




Недавно всплыло

1 4 Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 Кто ты? 1