Артемий Тережко
10 октября 2014

Здравствуйте, вопрос по переговорам с работодателем со стороны работника.

Устроился на работу в стартап. Руководители — «20 лет в консалтинге». Это их первый веб-проект, но так как они консультируют других, то считают, что точно знают, как всё должно быть. При этом они совершают канонические ошибки. Например, делают выводы относительно АБ-тестирования при выборке в 30 событий. А потом доказывают, что это оправдано.

Пассионарны, потому переубеждать не получалось, ровно как и быстро заработать авторитет. Через полтора месяца, после того как из заявленного руководителя разработки меня понизили до рисователя банеров, хранителя чистоты кода и исполнителя всяких безумных ненужных хотелок, я понял, что ловить нечего. Усугубились классические проблемы плохого процесса (замени «оставить» на «отправить» в такой-то надписи в такой-то странице). Фичеризм расцвёл пышным цветом.

Я объявил об увольнении. Это оказалось для них большой неожиданностью, так как они «возлагали на меня большие надежды». Руководители поставили следующее юридически странное условие: «доделываешь всё из списка, тогда всё заплатим». Я оформлен по-белому.

Дальше началось самое интересное: задачи пухнут и растут. Не оговоренное в первоначальном списке уточняется таким образом, что делать приходится в два раза больше. Мне не сдать проект, так как на любое действие следует два-три уточнения, которые потом входят между собой в коллизию и производят ещё пять-шесть мелких уточнений.

Юридически у меня очень выгодная позиция: доказательная база неуплаты, задержек — на руках трудовая и форма 2-НДФЛ. В то же время я понимаю, что для них я — «сволочь, и не понимаю, что им нужно, делаю всё с десятого раза». А если ещё и в суд или в трудовую инспекцию обращусь, окончательно обострю ситуацию и стану «ленивым программистом».

Задача: получить деньги и не прослыть крючкотвором-сутяжником, выйти из ситуации, не потеряв лицо. Понятно, что виноват я, так как проявил лояльность к плохому процессу и не встал на дыбы в первый день. Но что теперь делать? Как разрулить ситуацию?



Давайте разбираться.

Вы устроились на работу. Руководители возлагали на вас определённые надежды, которые не оправдались. Ваши ожидания тоже не оправдались. Как только вы это поняли, вы пришли и сказали, что увольняетесь. Вроде всё просто. Но подозреваю, что сказали вы об этом неправильно.

Увольнение ценного сотрудника из небольшой компании — всегда удар. Чтобы сохранить отношения, отнеситесь к работодателю с заботой и вниманием. Прежде всего, подумайте, как компания будет жить без вас и после вас. Помогите найти человека на замену, передайте дела, доделайте ключевые функции. Главное — искренне старайтесь помочь.

Думаю, что если бы вы всё так сделали, то у владельцев не возникло бы желания ставить вам ультиматум.

Сейчас ещё не поздно постараться всё исправить. Скажите, что вы очень хотите, чтобы ваш уход прошёл безболезненно, понимаете, что это удар для компании, и готовы приложить все силы, чтобы сгладить проблему. Но при этом обязательно договоритесь о точном сроке, который вы дорабатываете. Предложите работодателю самому назначить это срок. Например, месяц. «Пока не доделаешь» — не срок и не договорённость — на это нельзя соглашаться. Срок — фиксирован, как в ФФФ. После этого напишите заявление об уходе с той даты, о которой договорились. Это послужит дополнительным напоминанием для всех.

И предложите в течение этого месяца работать над любыми частями проекта. Если руководители хотят пять раз пересогласовывать одну фичу — их право. Почаще показывайте промежуточные результаты работы.

Грозить судом — крайняя мера, когда всё остальное не сработало.


P. S.
Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Анастасия Лесик
10 октября 2014

​Сначала использованные принципы, в конце вариант письма по мотивам вашей ситуации.

1. Амортизация. По Кемпу «травление лески».
Снять напряжение, затем взять управление над ситуацией.

Примеры не из переговоров:
Инструкторы по экстремальному вождению учат правилу «не тормози!» (не противодействуй движению) в случае опасности.
Лучшее решение — поддаться в сторону движения и уводить автомобиль от опасности.

Посмотрите, как принимает мяч футболист, как уходит от ударов боксёр и как падает борец в ту сторону, в которую толкает его противник. При этом он увлекает последнего за собой, затем добавляет немного своей энергии и оказывается уже наверху.

Вот в каком направлении движется ваше руководство, во что искренне верит:
Вы не оправдали ожиданий, показали себя ненадежным, нанесли вред их бизнесу и добавили заморочек с поиском нового сотрудника.


2. Ты ОК. Или стать адвокатом противника. По Кемпу «быть не в порядке»
Что рассказывают о вас своим, допустим, женам руководство? Кто по их мнению в этом конфликте мудак?

Пытаемся понять руководство:
Вы не проработали ожидания перед стартом сотрудничества. Когда поняли, что не можете помочь компании, выбрали радикальную меру — уволиться. Ваше руководство не нашло другого выхода, кроме силы и манипуляции зарплатой, как справиться с ненадёжным вами и защитить свою компанию.


3. Предложение решения и права на нет.
Какой исход этой ситуации для вас, Артемий, желателен? Можно попросить. И помнить про силу права на «нет».

Итог:
«Руководители!

Я сначала было вспылил, что вынужден оставаться в компании, пока не выполню все ваши распоряжения.

Сейчас осознал, что решение выплатить мне зарплату и отпустить только после выполнения всех дел — это было для вас единственно возможное решение в случае со мной. Ведь я показал себя ненадёжным. Не проработал наши с вами ожидания на старте сотрудничества, а когда понял, что не могу помочь компании, сразу выбрал радикальную меру — уволиться.

Теперь вам приходится перестраивать планы, у вас добавились новые заморочки с поиском и введением в дела нового сотрудника.

За месяц совместной работы я сделал восеь банеров, хранил чистоту кода и исполнял ваши пожелания. Оставаться дальше в компании, которой не могу быть полезен, только ради зарплаты мне досадно. Хочу уйти сейчас и получить N рублей за работу.

Я пойму, если вы не захотите обсуждать нашу ситуацию и откажете в увольнении сейчас с выплатой.

Артемий»

P. S. Такие действия и фразы имеют особо волшебную силу, когда в них всей душой веришь, если они идут от мировоззрения. Мне кажется, копирование принесёт кратковременный эффект.

Желаю уважаемым советчикам и, конечно, себе воспитывать свой дух! Если вы заметили, как можно улучить структуру, текст, суть этого совета, пожалуйста, напишите.

Павел Болотов
10 октября 2014

С ваших слов — какое-то крепостное право.

С моей колокольни выглядит так: как работник и руководители, вы не подходите друг другу, вы уже понимаете это, а ваши партнёры — ещё нет.

В любом случае, ответственность лежит на обоих сторонах конфликта: не поняли друг друга. Вы терпели работу, которая не соответствует вашим ожиданиям, а ваших партнёров такой расклад устраивал.

Может быть, вы поговорите о своих ожиданиях и узнайте видение ситуации вашими партнёрами? Спросите:
1. В какой роли они видят вас в своей команде?
2. Какие действия с вашей стороны предполагает эта роль?
3. По их мнению, насколько в настоящий момент выполняемая вами работа соответствует роли?

Говорите мало, слушайте и записывайте. Можно и нужно переспрашивать: я правильно понял, что…
Старые индийские споры начинались с того, что оппоненты пересказывали своими словами точку зрения противоположной стороны.

Если вас видят руководителем разработки, но функционал работы исполнителя, скажите об этом несоответствии.

Если вас видят исполнителем, расскажите о том, что вам это неинтересно и у вас изначально сложилось иное мнение о роли, на которую вас приглашают. Да, это ваша ошибка, но её можно исправить расставшись сейчас друзьями, и это лучше, чем копить ваше недовольство. В любом случае, толку от недовольного сотрудника мало.

Если вы принимаете решение уйти, договоритесь о точке невозврата. Илья предложил отличный способ зафиксировать её в заявлении. Попросите подписать заявление, это переведёт вас из разряда «ворчит, но работает» в «он всё решил, надо что-то делать».

А деньги они вам отдадут в любом случае, и вы, и они это понимаете. Предложите расстаться друзьями, мало ли когда можете друг другу пригодиться.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание? 4 Как правильно построить переговоры таким образом, чтобы обойтись без презентации или хотя бы свести её к разумному минимуму?




Недавно всплыло

Как флексить. Отступить от идеала 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 1 3