Артём
7 октября 2013

Из-за сжатых сроков запуска нам пришлось временно скрыть малозначительную кнопочку на сайте клиента. Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве.

Что мы сделали не так?



ФФФ — принцип fix time, fix money, flex scope. Участники проекта исходят из постулата: невозможно гарантировать 100% функций за 100% времени и 100% бюджета без ущерба для качества проекта. Мы считаем, что недопустимо жертвовать временем проекта — это невосполнимый ресурс. Поэтому дедлайн несдвигаем. Нельзя тратить дополнительные деньги — проект незаметно и быстро превратится в расходную трубу. Поэтому бюджет фиксирован. Нельзя жертвовать качеством, потому что репутацию очень сложно заработать и очень легко потерять. Поэтому качество всегда должно быть высоким.

А с функциями ситуация неожиданно благоприятная: это дело наживное. Новые функции можно добавить позднее, к тому же это создаст положительный информационный повод для клиентов. И всегда лучше, если первая версия продукта не перегружена кнопками и настройками — пользователям изначально проще её освоить.

Казалось бы, правильная и идеальная картина.

Проблема в том, что есть существенная разница между тем, чтобы решить делать зарядку и делать её каждый день. Даже если клиент заранее согласен с вашими принципами, любой «флекс» всегда будет болезненным и встретит сопротивление.

ФФФ не нужен, когда в проекте всё идёт хорошо. Если вы «недообещали» клиенту, возможно, у вас появится возможность сделать даже больше, чем запланировано.

ФФФ придуман для плохих времён, для ситуаций, когда в проекте возникает проблема.

И тогда вдруг оказывается, что отказываться от функций не хочет никто — ни клиент, который уже видел картинку с красивой кнопкой, ни дизайнер, который эту кнопку придумал. Какие бы слова вы ни сказали клиенту перед проектом об ФФФ (а все эти слова нужно обязательно сказать заранее), отказ от задуманного сделает ему больно и неприятно. Потому что «флекс» всегда означает, что исходные ожидания клиента будут обмануты.

Поэтому обязательное условие отказа от функций — обсуждение проблемы с клиентом. Ни одна кавычка не может быть опущена в финальном продукте без ведома и согласования с клиентом.

Скрытый «флекс», о котором становится известно постфактум,— самое страшное преступление против отношений с клиентом, на которое только может пойти дизайнер. Если дизайнер, ведущий проект, по собственной инициативе скрывает «малозначительную» кнопочку на сайте, это значит, что он морально готов к конфликту, разрыву отношений и суду с клиентом. То есть действует против интересов бюро.

Это не преувеличение. Все последствия легкомыслия мы испытали на собственной шкуре.

Поэтому в гайдлайнах бюро прямо сказано, что за первый «флекс» без согласования с клиентом дизайнеру полагается отрубить левое яичко, а за повторный — правое. Эта метафора передаёт серьёзность намерений бюро в борьбе за оправдание ожиданий клиента.

P. S.

Открыт набор в Школу стажёров до 18 июля или пока есть свободные места. Занятия с 29 августа.

 

Плюсануть
Поделиться

Комментарии

Сергей Конаков
7 октября 2013

Артём, который автор вопроса, вы пишете, что между вами «была договорённость о работе по ФФФ», а как именно и о чём вы договорились? Можете опубликовать ту часть контракта, где об ФФФ говорится?


7 октября 2013

«Малозначительная кнопочка» — это ваша субъективная качественная оценка, которую вы навязываете клиенту, прикрываясь при этом договорённостью об ФФФ. А мало ли, почему клиенту важна эта кнопка. Может, он на совете директоров её лично показал председателю и тот ответил, что это суперудачный ход.

Очень опасно додумывать за других.

Дмитрий Сержантов
7 октября 2013

Понимаю вашего клиента. Такие сюрпризы неприятны не только в дизайне. Представьте, что вы спроектировали космический корабль и о вашей малозначительной кнопочке стало известно только тогда, когда корабль вышел за пределы солнечной системы. Упс!

Да, ещё худшее зло, это когда после выявления косяка пытаетесь сделать вид, что так и надо, или что вы говорили об этом клиенту. Лучше уж сказать, что забыли дорисовать кнопочку и что всё быстро исправите.

Денис Судилковский
18 октября 2013

А как можно стороннему человеку ознакомиться с гайдлайнами бюро?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Надоело работать без сна и отдыха. Что посоветуете? 2 В прошлый раз вы за эти деньги и в эти же сроки сделали столько, а на этот раз вы сделали только это 1 Расскажите пожалуйста, вносят ли клиенты свои правки в макеты? Можно ли в договоре добавить пункт, что срок увеличивается пропорционально времени на согласование дизайна? 4




Недавно всплыло

1 2 Что такое последовательное волшебство? 1 3



© 2007—2016

Запрещённые слова
Пишите: artgorbunov@artgorbunov.ru