Наталья Никитина
27 апреля 2012

Как правильно вести себя на собеседовании?



Работодатель — ваш клиент. Вы — и продавец, и товар: продаёте себя. Звучит грубо, но по сути верно. Почти все советы нашей рубрики об отношениях с клиентами подходят для собеседования.

Не переживайте заранее, возьмут вас или нет. Не представляйте, какие фотографии повесите над столом, когда начнёте работать, и как будет здорово всем отделом пойти в боулинг. Ничего не ожидайте. Сконцентрируйтесь только на том, что можете контролировать — на своём поведении во время собеседования.

Если работодатель почувствует вашу нужду, это даст ему дополнительные рычаги давления.

Не бойтесь, что вам откажут, и постарайтесь не волноваться. Часто помогает сказать себе: «Если меня не возьмут, ничего страшного не произойдёт. Это не будет означать, что я сделала что-то не так и неудачница. Не договоримся с этими, договоримся с другими».

Задавайте вопросы сами, чтобы помочь работодателю понять, подходите вы или нет. Я даже рекомендую начать задавать свои вопросы до работодателя. «Я знаю, что на собеседованиях принято задавать вопросы будущему работнику. Но я бы хотела понимать, чем действительно могу оказаться вам полезна. Расскажите, пожалуйста, о вашем деле, и почему вы ищете дополнительных людей». Обычно работодатели с энтузиазмом рассказывают о своём бизнесе. Правильные вопросы выделят вас среди других соискателей, заставят вашего собеседника задуматься, а, значит, и вы сами в его глазах будете выглядеть умнее.

На вопросы работодателя отвечайте искренне и не обманывайте. Если какой-то вопрос вам неприятен, не стоит юлить, скажите об этом работодателю прямо, но будьте готовы ответить, почему.

Не обходите острые углы. Наоборот, сами обращайте на них внимание.

Например так. «Если опыт работы по специальности имеет для вас решающее значение, скажите мне об этом сразу. Я работал по специальности всего полгода и мне бы не хотелось, чтобы взяли человека, который вам не подходит и зря тратили время».

Старайтесь отвечать только на заданные вопросы и не болтать лишнего.

Помните, переговоры не заканчиваются, как только вы попрощались или ударили по рукам. В любой момент ситуация может измениться — будьте к этому готовы.

Иллюстрация Сержа Максимова из раздаточных материалов к курсу «Отношения с клиентами» 14—17 мая в Москве
P. S.
Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Игорь Семиохин
28 апреля 2012

«Если опыт работы по специальности имеет для вас решающее значение, скажите мне об этом сразу. Я работал по специальности всего полгода и мне бы не хотелось, чтобы взяли человека, который вам не подходит и зря тратили время».

Когда слышу фразу о том, что сотрудник может мне не подходить из его же уст, сразу понимаю, что он мне не подходит...

Настолько липко и наигранно это звучит, общаться после этого нет никакого желания. А уж тем более завязывать какие-то рабочие отношения на долгие годы.


28 апреля 2012

Не понимаю, как по одной фразе вы делаете вывод, подходит вам сотрудник или нет. В ней нет ничего предосудительного.

Возможно, вам кажется, что соискатель таким образом демонстрирует неуверенность и желание решать за вас (что вас тоже, возможно, уязвляет).

К неуверенности это не имеет никакого отношение. Даже очень самоуверенный человек должен допускать возможность, что он не подходит на конкретную вакансию. Это не говорит о его непрофессионализме. Может наоборот, он слишком дорогой и крутой специалист для этой должности.

Если в вакансии указано: «опыт работы от трёх лет», а я ещё нигде не работал, глупо делать вид, что я изначально не замечаю никакой проблемы. Наоборот, замечаю. И хочу открыто это обсудить в самом начале разговора. И либо, работодатель сразу подтвердит, что я не подхожу и мы сэкономим время, либо признает, что готов рассматривать на эту позицию людей без опыта.

Так что возможно, ваши соискатели говорили совсем не о том, а возможно, им повезло, что они с вами не работают :-) 

Игорь Семиохин
28 апреля 2012

Наверное, я не совсем точно изложил свою позицию, но в одном, Илья, вы были правы — меня уязвляет то, что претендент на вакантное место решает за меня, как мне быть, и начинает мне в этом помогать. Потому что я стараюсь не указывать опыт работы в вакансиях, мне это совсем не важно.

Второй аспект — в какое именно время от начала собеседования пролетает эта фраза! То есть, если она сказана с самого начала, как только мы присели за чашку с чаем, то не совсем понятно, зачем мне она? «Ты еще ничего не показал, а уже даёшь заднего» — сказал бы я с оправданным удивлением. Если же эта фраза сказана после того, как работы показаны, и в той форме: «Вот что у меня есть показать на данный момент, опыта, как вы видите, не так много, но если сравнить начало и конец, заметно перспективу развития, вам же ведь не важно саратовский это опыт или московский?». В таком ключе я с большой охотой готов общаться дальше.

То есть вы как бы даете понять, что опыта не так много как хотелось бы и в добавок делаете акцент на том, что вы готовы трудиться ради него!

Я говорил о липкости построения самой фразы, то есть заметно, что соискатель пытается уже на этой стадии как можно быстрее выслужиться перед ещё недоначальством — именно это настораживает. Просто недолюбливаю прихлебателей — они яркий пример заряженного ружья.

Полностью с вами согласен, что каждый человек должен допускать возможность, что он не подходит на конкретную вакансию, и хорошо если он предупредит об этом, но только тогда, когда будет задан конкретный вопрос. Это покажет открытость. А если я не задаю этот вопрос, он, вполне возможно, мне не важен, поэтому нет смысла заострять на нём внимание. Тем самым он ломает мою схему разговора и я могу забыть о более важных вопросах.

Один из моих соискателей прямо сказал что у него нет опыта в веб-дизайне, но дизайнерские наработки есть. Это было сказано к месту, как раз тогда, когда я замешкался, увидев не то, что предполагал. После разговора с ним, мы решили, что он придёт через пару-тройку месяцев с жирком, и мы ещё раз всё обсудим. Скоро ожидаем его.

Возможно, тем соискателям и повезло, что они работают не со мной, но мне не один раз приходилось убеждаться, когда я иду на договор с собой, осознанно не замечая огрехов по ходу беседы, давая тем самым еще несколько шансов человеку оправдаться в работе, они всплывают именно там, где я их и ждал, заведомо прикрыв тряпочкой при первой беседе.

Но так же хочу заметить, что тем, кто удержался, повезло намного больше :-) и каждый это может подтвердить.

Денис Братчук
28 апреля 2012

Мне тоже эта фраза кажется неудачной, но по другой причине. Переговоры не заканчиваются и тогда, когда вы понимаете, что вы не подходите. Кроме этой должности есть и другие. Соискатель может прийти на собеседование в поисках одной работы, а найти другую. А может найти эту же, но через полгода, хорошо зарекомендовав себя на первом собеседовании. Конечно же, не стоит цепляться за любую возможность и говорить, как вы хорошо рисуете / танцуете / знаете английский и пр., но если собеседование для вас ещё не закончено, значит шанс проявить себя с лучшей стороны ещё есть (по крайней мере его видит ваш собеседник). Поэтому не стоит лишать себя шанса.

Другое дело, когда во время разговора с сотрудниками по поиску персонала вы говорите, что у вас отличный английский, а на собеседовании «честно предупреждаете», что английский у вас всего лишь со словарём или нет опыта устного общения. Как правило, рекрутеры знают, какие из пунктов в описании вакансии являются наиболее важными, а какие необязательными. Поэтому если во время предварительного общения у вас что-то дополнительно уточняют (английский, возможность переезда, зарплатные ожидания, опыт работы с платформой и пр.), вот тут лучше быть предельно откровенным, иначе собеседование превратится в пустую трату времени. Во время таких предварительных переговоров обсуждаемую фразу использовать вполне допустимо.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Столкнулся с проблемой «пустых звонков», когда долго общаешься с клиентом, и потом выясняется, что его совсем не устраивает порядок цен 1 Как защищать ОЧЕНЬ простые дизайнерские решения? Как написать заказчику, что я установлю модуль на его сайт после окончательной оплаты, и при этом не обидеть его? 2 Собеседница психует и кидает трубку. Причём до этого дама была вполне адекватной, и мы нормально работали 1




Недавно всплыло

Я бы покрасил стены новой рабочей студии белой краской. А коллега хочет клеить обои 3

Как же мне сделать систему, удобную и понятную для конечного пользователя?

2
1 1



© 2007—2017

Запрещённые слова
Пишите: mail@artgorbunov.ru