Кирилл К.
24 декабря 2010

Здравствуйте!

Хотя этот вопрос поднимался уже довольно много раз, хотел бы ещё раз спросить. Это всем известное отношение «заказчик — дизайнер». Как убедить заказчика в том, что дизайн хорош, и заказчику не нужны, скажем, салатовые буквы на красном фоне и движущийся контент?

Фишки из серии «я лучше знаю», «давайте каждый профессионал будет делать свою работу и не мешать другому» не проходят.

Подскажите, как бороться?



Кирилл!

Если ваш дизайн не понравился клиенту, скорее всего, убедить его полюбить ваш дизайн всё равно не получится. Даже если он примет работу, неприятный осадок останется либо у него, либо у вас.

Конечно, в отдельных случаях можно постараться отстоять какое-то важное решение. Для этого можно написать письмо, как в совете о выключке текста, или использовать приём «травление лески».

Суть «травления лески» заключается в том, что вы не пытаетесь убедить собеседника, вызывая его противодействие, а тянете в противоположную сторону. «Пожалуйста, не стесняйтесь сказать мне, что мне не хватает опыта или даже что я совершенно не разбираюсь в дизайне. Я бы не хотел, чтобы вам приходилось работать с тем, кого вы считаете профаном». Приём контринтуитивный, большинство людей боятся его использовать. Однако он совершенно незаменим, когда вас не хотят слушать.

Но если честно, судя по вашему вопросу, вам надо учиться не убеждать клиента, а слушать его. Возможно, мой вопрос покажется неудобным. Но всё же, когда клиент последний раз просил вас поставить салатовые буквы на красный фон?

P. S.
Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Анатолий Карасов
24 декабря 2010

В моём хабратопике годичной давности (http://habrahabr.ru/blogs/arbeit/78831/) Никита Демидов оставил отличный комментарий, цитирую:

«Бывает, что правки действительно «уродуют» макет. В таких случаях я пытаюсь побороть свою ненависть к заказчику и воспринять его правку не как правку, а как фидбек, который объясняет мне, что в принципе я делаю не так. Поэтому, когда заказчик говорит: давай сделаем эту кнопку ярко-салатового цвета и поядовитее, я не вношу правку буквально, а думаю: ага, значит эта кнопка важна для его дела, поэтому её нужно ещё больше выделить. Ставлю её на плашку, наделяю пространство вокруг неё воздухом и показываю заказчику, объясняя что я сделал. В большинстве случаев заказчик одобрительно соглашается».

Евгений Арутюнов
24 декабря 2010

Кирилл, большинство клиентов не могут отличить хороший дизайн от плохого, но при этом отлично понимают доводы разума. Если вы имеете обоснованную позицию (даже ошибочную) и чёткую аргументацию, клиент это увидит. Если вы потратите время на то, чтобы подкрепить свои слова примерами — клиент, вполне вероятно, это оценит. Если вы будете говорить на понятном ему языке — он, вполне вероятно, поймёт вас. Тогда у него будет возможность принять решение, а не сыграть в рулетку. Вполне вероятно, что это решение будет в вашу пользу.

Ваша задача — не бороться, а убедиться в том, что вас правильно поняли. Как только это произойдёт — больше ничего делать не надо. «Спасибо, что выслушали. Я рад, что смог объяснить свою позицию, и вижу, что вы правильно меня поняли. Решение за вами».

Вячеслав Мацнев
24 декабря 2010

Я иногда пользуюсь следующим приёмом.

Прошу клиента напомнить мне цель создания сайта, страницы, формы и т. п.

Как правило, цель похожа на «привлечь покупателя» или «проинформировать посетителя о чём-то».

Затем прошу клиента объяснить мне, как именно салатовые буквы помогут достичь цели.

Обычно клиент не может объяснить. Тогда я рассказываю, как работает на достижение цели предлагаемый ему вариант дизайна.

Ну а если клиент чётко объясняет, как салатовые буквы ему помогут — надо с ним соглашаться. Свою предметную область клиент знает лучше дизайнера, а салатовые буквы могут иметь какой-то сакральный смысл :-)


24 декабря 2010

Есть мнение, что заказчик может полюбить ваш подход и процесс, тогда на результат он уже будет смотреть через призму, если так можно выразиться, доверия. Но для этого действительно нужно уметь слушать и слышать то, что говорит заказчик.

Если вы хотите преподнести заказчику своё видение решения задачи, то оптимально если вы будете задавать ему вопрос так, что ответами он сам произнесёт это видение. Тогда получится как будто бы он сам это решение принял.

Всеми средствами нужно избегать ожесточённых споров и доказывания чего-либо заказчику.

Рома Шавня
24 декабря 2010

Я думаю, что Кирилл выразился образно про салатовые буквы на красном фоне.

А проблема с убеждением клиентов действительно существует. Правда, в студиях ей занимаются проект-менеджеры, у которых нет желания доказывать правоту дизайнера, им проще сделать так как просят, побыстрее сдать этот проект и приступить к следующему, такому же.

Было бы интересно услышать советы бывалых. Как же эффективнее всего объяснить менеджеру, что это не будет работать/не имеет смысла/вообще чушь, за которую нужно рубить руки?

Я думаю, что многие сталкивались и до сих пор имеют дела с подобными заказчиками, которые считают, что дизайнер не знает своего дела только потому, что он не ставит ссылку «подробнее…» под каждой новостью и т. д.

Павел Супрунюк
25 декабря 2010

Будучи клиентом, каждый раз, когда я предлагаю свой вариант, я хочу сказать следующее:
Вы не поняли задачи и в итоге сделали плохо. Ваше решение мне не нравится, т. к. не решает проблему. Я не знаю, что именно не так, я не профессионал, но если бы вы сделали салатовые буквы на красном фоне было бы лучше, чем то, что вы мне предлагаете.

Алексей Мельников
25 декабря 2010

Кирилл!
Красный и салатовый у всех разные. Скорее всего заказчик не настолько педантичен, чтобы говорить вам о своих цветовых предпочтениях в формате RGB. Салатовый на красном тоже может быть прекрасен — положите лист свежего, с капельками росы, салата на красное блюдо и вы ахнете.

Также надо помнить о контексте и, собственно, самом тексте. Считайте себя не дизайнером, а адвокатом (пусть дьавола). Смирите в себе критика и подумайте о том, как можно исправить ситуацию, представив её в выгодном свете.

И самое главное, используйте метод двух фотографий: на одной изобразите то, что хочет клиент, на другой — то, как видите это вы.

Евгений Ширин
1 февраля 2011

Для начала советую уточнить у заказчика, что именно вы разрабатываете: дизайн для решения задач бизнеса или «весёлые картинки», чтобы нравились заказчику.

В первом случае нужно обсуждать не дизайн, а решает он задачи или нет. Пример: лет пять назад сеть стоматологических клиник «Аист» запустила откровенно уродсткие рекламные ролики на ТВ. Ролики были действительно ужасны, сняты на любительскую камеру, с ужасным светом, надписями и т. д. Директор стоматологии мне сказал, что эти ролики ему самому не нравятся, но они прекрасно продают его услуги, рассчитанные на средний класс и бедных. Люди видят дешёвую рекламу и считают, что в клинике всё дёшево.

Проблема в том, что невозможно чётко определить, как тот или иной дизайн влияет на конкретные продажи. Реальные результаты будут известны только через некоторое время после использования дизайна. Причём точно невозможно определить, какую именно роль сыграл дизайн в решении бизнес-задач, т. к. ещё очень много факторов, которые влияют на продажи.

Все разговоры на тему детей, врачей и прочих образов чистейшей воды дело вкуса. Кого-то умиляет, кого-то убеждает, а кому-то по барабану.

Во втором случае — сделайте так, как хочет клиент. Мой знакомый адвокат заказал себе ужасные безвкусные кичливые визитки с Фемидой в качестве логотипа. Все попытки переубедить натолкнулись на простой ответ: «Меня и так люди знают как первоклассного адвоката, и мне безразлично, что они будут думать о моих визитках. А я хочу себе именно такие визитные карточки».


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Какую информацию вы считаете нужным донести до клиента, узнав, что он рассматривает сотрудничество с фрилансером как полноценную альтернативу? 4 Все уже успели заметить, что вы почти во всех пятничных примерах советуете немного поунижаться 10 Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание?




Недавно всплыло

1 4 Расскажите об управляемости. Домашнее задание 4 1