Мастер, wizard. Модель интерфейса, при которой данные у пользователя запрашиваются пошагово, а в конце выдаётся результат. Каждый отдельный шаг посвящён ответу на единственный вопрос или вводу данных, тесно связанных по смыслу. Первым шагом может быть приветствие, не требующее ввода данных. Выводу результата может предшествовать шаг ожидания обработки введённых данных.

Примеры: установщик (шаги: выбор набора модулей, папка для установки, ввод лицензионного ключа, прогресс установки, сообщение об успехе), заказ в интернет‑магазине (шаги: корзина, адрес доставки, способ оплаты, заказ оформлен), прохождение опроса или теста, подача документов на визу.

Для навигации между шагами в настольных ОС используют пару равнозначных кнопок «Назад» и «Вперёд», стоящих слева и справа соответственно. В мобильных и веб‑интерфейсах кнопку «Вперёд» обычно оформляют как основную, а кнопку «Назад» — как второстепенную или заменяют ссылкой.

Возможен навигатор, где показано общее число шагов или дан их перечень с названиями, отображён текущий шаг; может быть способ перейти напрямую на определённый шаг в прошлом или даже в будущем. Информативность такого навигатора может быть повышена, если около каждого шага видно, пройден ли он и как.

При переходе между шагами информация, указанная в других шагах, не должна теряться: если пользователь выбрал пункт доставки, потом вернулся в корзину изменить количество товаров, и снова пришёл шаг выбора пункта доставки, там должен отображаться ранее сделанный выбор.

Ввод на одном шаге может влиять на содержание и количество следующих, что затрудняет отображение навигатора. Но требование сохранения данных должно выполняться в любом случае. Пусть в зависимости от выбора на шаге 1 за ним следует шаг 2А или 2Б. Если пользователь вводит данные на 2А, возвращается в 1, меняет там свой выбор, попадает в 2Б, но потом вновь возвращается в 1, меняет выбор, и попадает в 2А, данные в 2А должны быть в сохранности.

Мастер ограничивает свободу пользователя, навязывая последовательность, но и упрощает работу, снимая вопрос о том, что делать дальше. Это скорее предпочтительно в интерфейсах массового обслуживания, скорее нежелательно в профессиональных.

Ввод иногда разделяют на несколько шагов для создания иллюзии простоты: показывают первый шаг, не рассказывают о числе шагов, затем пользуются тем, что человек уже инвестировал время и как бы вынужден дойти до конца. Но деление на шаги может и усложнить интерфейс в глазах пользователя, если он ожидал, что задача будет решена на одном экране.

Хороший мастер убеждается, что выполнены все условия для успешного результата. Когда пользователь ответил на все вопросы установщика, он отходит от компьютера с уверенностью, что установка завершится без проблем; по ходу установки не должно возникать новых вопросов. При заказе продуктов через интернет супермаркет может заранее спросить, что делать, если продуктов не окажется: убрать из заказа, заменить аналогичными или перезвонить. При подаче документов — помочь заполнить поля в правильном формате, чтобы не получить отказ из‑за формальностей.

Уважаемые советчики! Что бы вы исправили или дополнили?

Интерфейс
Отправить
Поделиться
Запинить

Рекомендуем другие советы