Аня
20 мая 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Пожалуйста, расскажите, как правильно купить шрифт.

Продолжение: веб-шрифты


В прошлом совете я говорила о десктоп-лицензиях шрифтов. В этом совете я начну говорить о веб-шрифтах и их лицензиях.

Веб-лицензия — это возможность использовать шрифт в форматах, отображающихся на сайтах. Это ВОФФ (Web Open Font Format, или WOFF), ВОФФ2 (WOFF2) и ЕОТ (Embedded OpenType, формат для Эксплорера).

Такие форматы покрывают все браузеры и могут отображаться на сайтах на любом компьютере. Исключение — старые версии Эксплорера до 98 года и Опера Мини.

Для сайтов важен вес файла. Поэтому в веб-шрифте могут быть выставлены специальные настройки в зависимости от задачи. Например, если в исходном шрифте есть поддержка нелатинских и некириллических знаков, а на сайте будет использоваться только латиница и кириллица, все ненужные глифы можно убрать в файле для веба. Или в шрифте есть много фич, но они работают не во всех браузерах — такие фичи можно тоже убрать из веб-версии.

Формат ТТФ также работает в вебе, но он тяжелее перечисленных веб-форматов, поэтому я не включила его в список

Также для сайтов важно хорошее отображение шрифта, поэтому веб-шрифты должны быть отхинтованы. Хинтинг — это прописывание «подсказок» шрифту, как ему лучше растрировать на экране каждый глиф. Но даже несмотря на хинтинг, не все кегли могут отображаться одинаково хорошо на всех браузерах. Чаще всего есть несколько «удачных» кеглей, которые будут хорошо растрироваться. Иногда шрифты специально хинтуют под определённые кегли.

Таким образом, веб-шрифт может отличаться от десктоп-шрифта не только расширением файла, но и внутренностями. Поэтому чаще всего веб-шрифты имеют свою лицензию. Это значит, что нельзя из десктоп-шрифта сгенерировать веб-шрифт или наоборот — это не только незаконно, но и грозит неправильным отображением шрифта.

У разных компаний свои условия лицензирования веб-шрифтов. Ценовые категории зависят чаще всего от количества просмотров сайта в месяц. В среднем, компании предлагают минимальный тариф для сайта до 10 000 просмотров. Если уровень нагрузки вашего сайта больше этого числа, стоит смотреть на другие тарифные опции.

Если шрифт нужен для своего блога, можно заплатить минимальную стоимость веб-лицензии. Если шрифт нужен для большого новостного портала, цена будет гораздо выше из-за высокой посещаемости.

Но, на мой взгляд, это искусственно придуманная система: у одной компании минимальная лицензия может быть на 10 000 просмотров, а у другой — на 50 000. Получается, что величина сайта может быть относительна, и чтобы легально пользоваться веб-шрифтом, нужно знать свою статистику и прогноз по количеству посещений. Если вы заплатили за 10 000 просмотров, а на следующий год оно увеличилось в два раза, нужно запросить новую лицензию у шрифтовой компании. Это не очень удобно, но, к сожалению, во многих шрифтовых компаниях сейчас действует именно такой метод оплаты.

Такой вариант подходит, если ваши задачи стабильны, бюджет позволяет, а разовой покупки веб-шрифта хватит на многие годы вперёд. Но если области применения веб-шрифта точно не определены и могут меняться, то лучше обратить внимание на другие методы приобретения веб-шрифтов:

  1. Бесплатные веб-шрифты — шрифты со свободными лицензиями, которые можно использовать на любых сайтах.
  2. Подписки на библиотеки шрифтов — ежемесячные или годовые подписки, цены и возможности которых зависят от размеров компании.
  3. Квоты на определённое количество просмотров сайта со шрифтом, по истечению которых шрифт «пропадает» и им нельзя будет пользоваться.

В следующих советах я расскажу подробнее о каждом из этих методов.

P. S. Это был субботний совет о шрифте в дизайне. Хотите знать всё о выборе шрифтов для проекта, о подборе шрифтовых пар, о каллиграфии, летеринге и создании собственных шрифтов? Присылайте вопросы.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

Расскажите об управляемости: программа 1 Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 1 2