Игорь Сильвестров
13 мая 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Добрый день. Вопрос Ане Даниловой.

Вы писали: «В одном из следующих советов я расскажу о том, как покупать шрифты так, чтобы все были довольны». Пожалуйста, расскажите, как правильно купить шрифт, чтобы его можно было без проблем использовать на упаковке продукта.


Игорь!

Перед тем, как купить шрифт, стоит понять, какая его версия нужна в задаче и кто этим шрифтом будет пользоваться.

Так как вы написали об упаковке, сегодняшний совет будет о шрифтах с десктоп-лицензией.

Десктоп-лицензия позволяет установить шрифт в формате ОТФ или ТТФ на компьютер и пользоваться им в установленных программах. Такая лицензия подходит для дизайна печатной продукции: документы, книги, журналы, баннеры, афиши и прочее. Вставлять такой шрифт на сайт нельзя, для этого нужно приобрести специальную лицензию на веб-шрифт.

Десктоп-шрифт, как правило, можно воспроизводить на любых носителях, но только в скривлённом или растрированном виде. Это значит, что третьим лицам нельзя иметь доступ к шрифтовому файлу и его редактированию.

Шрифт — такая же программа, как Фотошоп, Ворд или Дропбокс. Если вы делаете работу в Фотошопе, вы не отдаёте её заказчику вместе с программой Адобе. Если заказчику нужно смотреть работу именно в Фотошопе, у него должна быть своя лицензия на эту программу.

Шрифт — такой же инструмент, как дрель. Если вы вызовете мастера, чтобы прикрепить полки, мастер сделает работу, но по её окончании не оставит дрель у вас дома. Если вы надумаете вешать полки сами каждую неделю, вы купите себе дрель.

Результат работы дрелью — прикреплённая полочка. Результат работы с шрифтом — готовый дизайн со скривлёнными глифами

Чтобы понимать общий принцип работы лицензий шрифтов, можно запомнить правило — для каждого компьютера, на котором установлен шрифт, должна быть лицензия.

Разберём на примерах.

Допустим, вы фрилансер и делаете дизайн упаковки для компании. От вас требуется отдать готовый файл в печать. В таком случае проще всего заложить стоимость шрифта в оплату своих услуг, купить шрифт и отправить готовую работу. В работе шрифт должен быть в кривых. Лицензия будет вашей навсегда, и этим шрифтом вы сможете пользоваться в других проектах.

Если вы отдадите работу в формате ПДФ или ИДМЛ вместе с нескривлённым шрифтом, вы нарушите закон, потому что по факту вы передадите свою лицензию третьим лицам. Давать заказчику попользоваться купленным вами шрифтом, чтобы «просто посмотреть», тоже незаконно.

Допустим, вы арт-директор в компании, которая занимается дизайном упаковок. Если у вас три дизайнера, и работа переходит из рук в руки на разных этапах, вам недостаточно лицензии на один компьютер и одного пользователя. Лицензию нужно будет покупать на всех дизайнеров, работающих со шрифтом.

Чтобы не нарушать закон, определите, скольким людям в проекте нужно работать с шрифтовым файлом, и покупайте его в нужном количестве лицензий.

Допустим, вы дизайнер в компании и скоро собираетесь увольняться. Вы сами для себя покупали шрифты и держали их на своём компьютере. В таком случае по уходу из компании вы должны удалить шрифты с рабочего компьютера, так как лицензия куплена на ваше имя. Это ваши инструменты, и вы должны их забрать с собой. Если шрифты покупались компанией на сотрудников, то наоборот, вы не имеете права хранить у себя эти шрифты после увольнения.

Когда вы определитесь с количеством пользователей, стоит ознакомиться с содержанием лицензии. Все любят нажимать на кнопку «Принимаю условия», не читая. Но со шрифтами так делать не стоит, потому что условия использования шрифтов могут быть максимально разными.

Например, если вы хотите сделать логотип определённым шрифтом, вам нужно изучить лицензию. У некоторых компаний десктоп-лицензия не позволяет создавать логотипы купленным шрифтом. Например, у Паратайпа есть две разные лицензии: десктоп-лицензия и лицензия на использование шрифта в логотипе. У них разные условия и разная стоимость.

Помимо покупки шрифта можно подписаться на шрифтовые каталоги. За ежемесячную оплату вы можете свободно работать с предложенными шрифтами «в облаке». Такой тип шрифтов предотвращает незаконное использование — ваш компьютер видит шрифт через синхронизацию с подпиской, и вы не сможете передать файл другим людям, потому что файла как такового у вас нет. Если прекратить платить за подписку, шрифты исчезают из компьютера.

Если у вас есть подписка на каталог шрифтов, ознакомьтесь с лицензией именно этой подписки. Например, подписка на Тайпкит позволяет пользоваться шрифтами разных компаний с разными лицензиями, но объединяет их одной простой лицензией Тайпкита.

Таким образом, имея подписку на Тайпкит, вы можете легально использовать любые предоставленные в ней десктоп-шрифты. Вы даже можете использовать шрифты Паратайпа для логотипов, потому что в лицензии Тайпкита эти действия допустимы.

Чтобы использовать шрифты легально, всегда читайте лицензии. Если у вас есть какие-то вопросы или сомнения по поводу определённой лицензии, я советую писать непосредственно шрифтовой компании.

Нет ничего страшного в том, чтобы уточнить, что вы можете делать с инструментом, а что нет. Страшнее использовать шрифт нелегально — вы рискуете подорвать репутацию компании и даже получить повестку в суд.

В следующем совете я расскажу о лицензиях на веб-шрифты.

Мария Дореули о шрифтовых лицензиях, пост 2013 года

Лицензии Паратайпа

Лицензия Тайпкита


Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6 4 4 2