Константин Евстратенко
31 января 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Илья, привет!

Расскажи, пожалуйста, о приёмах обозначения парков и рек на схемах.


Парки и водоёмы помогают ориентироваться, когда другой географии не видно.

Водоёмы

На моей первой схеме челябинских трамваев и троллейбусов река Миасс была просто светло-голубой линией:



Интереснее становится, если освободить реку от угловой сетки основной схемы:

  • Парки и водоёмы
  • Парки
  • Водоёмы

Обратите внимание на то, как прибрежная бирюзовая линия следует за рекой.

Ещё свободнее река на киевской схеме:



Сделать так сложнее, чем кажется: форма реки должна получиться и красивой, и географичной, и при этом она должна «протечь» ровно между нужными станциями.

Вот совсем некрасивая форма реки (но вообще схема крутая):

Реки выглядят отвратительно на всех схемах метро Санкт-Петербурга, которые я когда-либо видел.


Можно использовать в реках 45-градусную сетку, но вместо заливки сплошным цветом взять какой-то более интересный приём. На классической лондонской схеме Бека река Темза была показана серией тонких линий:

Темза становится толще при движении на восток за счёт добавления новых линий. Интересно отыскивать глазами места, где они «незаметно» прикрепляются.

Обозначение тонкими параллельными линиями весьма распространено, например, его использует Костя Коновалов в своей парижской схеме:



К сожалению, линии реки иногда «слипаются» (см. правый нижний угол фрагмента) — бековского волшебства тут добиться не удалось.

Велик соблазн изобразить воду волнами. Здесь волны некрасивые:

Схема метро Будапешта (1980)

Красивые волны — на нашей екатеринбургской схеме:

На нашей новой челябинской схеме реки и озёра нарисованы как бы от руки:

Идея затемнения реки вблизи берегов позаимствована из географических карт (правда, там они могут и, наоборот, светлеть у берегов).

Самый шик — изображать прибрежное затемнение, уменьшая расстояния между линиями:

Схема метро Парижа (1915)

Это, конечно, тоже чисто картографический приём:

Карта национального парка «Йеллоустоун»

Вообще, как и в случае с парками, смотреть на красивые иллюстративные карты всегда полезно.

Если у карты есть какая-нибудь подложка, то мы её автоматически воспринимаем как сушу, а её отсутствие — как водоём:

Схема транспорта области залива Сан-Франциско

А значит, если очень хочется, водоём может быть даже не голубым:

Карта нью-йоркского метро Массимо Виньелли

P. S. Я веду практический курс «Пользовательский интерфейс и представление информации». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

Расскажите об управляемости: программа 1 1 Кто ты? 1 Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6