Юлия
13 ноября 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, добрый вечер. Нужен совет.

Четвёртый день работаю над материалом о путешествии, а тушу реальности что-то не очень получается разделывать: она рассыпается на глазах.

Ситуация. Пиар-директор нового пятизвездочного курорта в Крыму позвал меня в пресс-тур на два дня. Они хотят привлечь зарубежных туристов, а я веду проект о путешествиях по России для иностранцев. Съездила с фотографом, кадры получились что надо, но вот с фактурой для текста стали происходить странные вещи.

За все два с половиной дня не встретила на этом курорте ни одного иностранца, хотя загрузка номеров была 76%. Так я осталась без героев для гонзо-репортажа, который просил сделать главный редактор нашего издания.

Из разговоров с садовником, барменом, консьержем с золотыми ключами на лацкане смокинга ничего полезного получить тоже не удалось — все довольны своей работой, климатом и вообще источают розовый сироп вместо слов. Из крутых развлечений, которыми владельцы курорта рассчитывают привлекать иностранцев, получился только скромный по меркам опытного туриста поход в горы. Никаких прыжков с вертолета на яхту — яхты ремонтируют, вертолёт был занят развозом вип-гостей из аэропорта и обратно. Так я осталась без живых людей и впечатлений для репортажа от первого лица.

Три дня трясла службы курорта, чтобы достать данные о том, сколько иностранных туристов к ним приехало за всё время существования этого места. Оказалось, что их всего 743, из них 222 — это украинцы. Отзывов иностранцев нет ни на «Букинге», ни на «Трипэдвайзоре», ни в Гугле, ни на Фейсбуке. Так я осталась без впечатлений живых людей из других стран, которые там были и всё видели или пробовали.

Всё, что у меня есть сейчас — это желание не сдаваться и два островка пользы для читателей:

  1. Как добраться до этого курорта
  2. Кому и почему стоит туда ехать и перечисление классных вещей, которые там можно делать

Отказаться от выпуска материала нельзя — в пресс-тур нас уже свозили, по условиям, на которые мы согласились, публикация должна выйти в эти выходные.

Посоветуй пожалуйста, как в такой ситуации приготовить мясо?


Юлия! То, что вы придумали оставить — уже хорошо и полезно. Если получились хорошие фотографии — тоже прекрасно. Это уже очень даже мясо.

Сейчас нужно прояснить кое-что о вашей задаче и отношениях с клиентом.

Если вы делаете рекламный проект с задачей привлечь путешественников — звоните клиенту и договаривайтесь о переносе материала, чтобы успеть снять все завлекаловки: яхты, вертолеты и прочее. Если настоящая яхта в ремонте, арендуйте похожую. Если вертолёт занят — договоритесь на дату, когда он будет свободен, и снимайте его отдельно.

Есть такой жанр: реклама. Это всегда немного обман: девушки в рекламе немного более загримированы, чем в жизни; люди улыбаются немного шире; на новых костюмах не отрезаны бирки, глянец и солнечный свет накладывают на постобработке. Если это ваш случай и вы делаете рекламу, вам или клиенту придётся потратиться на производство: на свет, обстановку, актеров и моделей, костюмы и трюки. Просто «Приехал, снял, получилась реклама» не бывает. Спросите любых рекламщиков.

Даже реклама этого магазина шапок не обошлась без актёров, композитора, звукооператора, студии звукозаписи и спецэффекта в конце. Всем ясно, что это цирк и обман, но в рекламе это нормально, такой жанр:

Если же вы выступаете как журналист, то ситуация иная. Ваша задача — рассказывать правду, показывать реальность как есть. И если реальность такова, что яхта в ремонте, а вертолёт развозит важных гостей, то об этом вы и рассказываете. В вашем вопросе уже хватает подробностей на интересный правдивый репортаж.

Тот факт, что вас свозили в рекламный тур, не значит, что вы теперь по гроб жизни обязаны расхваливать этот курорт. Вы как журналист имеете право писать о том, что увидели своими глазами — в том числе о том, что вам показалось плохим. Если хозяину курорта важно произвести на журналистов впечатление, ничто ему не мешает выписать яхту и вертолёт.

Если вы делаете что-то вроде нативной рекламы, то вы как редактор должны проделать всю работу, и совершенно необязательно для этого говорить о продукте. Сделайте спецпроект «История туризма Крыма» и не рассказывайте о своём курорте вообще, просто ставьте ссылки на него в конце каждого поста. Или спецпроект «Предприниматели Крыма», в котором расскажете о хозяине этого курорта (подозреваю, что это не получится по политическим причинам). В нативной рекламе главное — интересный редакционный материал. Рассказы о прелестях вашего курорта оставьте для промостраницы или «Букинга».

Короче говоря: журналистика отдельно, реклама отдельно.

P. S. Дата следующего набора в Школу редакторов пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Я следую всем принципам. Но когда пишу собственную статью, получается не так круто С чего начать создавать редполитику компании? Ваш инфостиль лезет изо всех щелей Как беспристрастно вычитывать свой текст?




Недавно всплыло

1 Столкнулся с проблемой, когда долго общаешься с клиентом, и потом выясняется, что его не устраивает порядок цен. Часть 1 2 Расскажите об обратной связи в интерфейсе 1 Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2