Внутренний голос
29 октября 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите о переговорах и судах.

(Часть первая)


Если отношения с клиентом не ладятся, есть два способа решить проблему: попытаться договориться или пойти в суд. Как показывает моя практика, большинство юристов предпочитают резню в суде досудебным переговорам. Мне странно, что так происходит: искусство судебной риторики ничуть не проще искусства переговоров, зато затраты времени на суд — несоизмеримо больше.

Мало какие переговоры отнимут больше рабочего дня. Судебный спор заставит вас потратить около полугода времени только на первую инстанцию, ещё столько же — на вторую и третью, а потом ещё около года — на исполнительное производство. Учтём расходы на представителя, на проезд, тонер и бумагу для принтера, госпошлину, услуги юристов и нотариусов. Добавим, что шансы выиграть суд никогда не бывают стопроцентными.

Получается, что суд — это гарантированная трата сил без гарантии результата. Исчерпать бюджет переговоров не так больно, как исчерпать бюджет времени на суды.

Поэтому, на мой взгляд, обращаться в суд имеет смысл, только если переговоры с треском провалились и дороги назад нет. И даже в этом случае не поздно решить спор миром — мировое соглашение иногда выгодно всем. Договориться с оппонентом можно и в коридоре, ожидая своей очереди перед залом суда, и прямо во время разбирательства — если понадобится дополнительное время на раздумья и обсуждение условия, судья, скорее всего, даст его.

Первый шаг к суду — досудебная претензия, которая решает две задачи. Первая — соблюсти требования закона или договора об обязательном досудебном порядке. Вторая — последняя попытка решить проблему, не прибегая к суду.

В законе нет требований к содержанию претензии. Я встречал мнение, что лучше всего работают агрессивные претензии, составленные из угроз, перемежающихся копипастой из ГК. На мой взгляд, такие претензии скорее бесполезны: угрозами делу не поможешь, а копировать ГК — последнее дело.

  • По-моему, гораздо лучше работают нейтральные претензии, отвечающие на простые вопросы, а не создающих их:
  • что было с самого начала — заключили договор поставки, его номер такой-то, дата такая-то, подписали такие-то;
  • что пошло не так — нарушили дедлайны, должны деньги, не приняли товар;
  • что предлагаете — передоговориться о сроках, изменить стоимость, совместно проверить товар.

Чтобы придать тексту вес, используйте приём параллельного изложения: сопровождайте каждый абзац ссылкой на ГК, пункт договора или электронное письмо. Направьте претензию старомодным бумажным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо курьером, чтобы у вас была бумажка, подтверждающая отправку и вручение письма.

P. S. Это был субботний юридический совет. Хотите узнать всё о правах, товарных знаках, договорах, офертах, заимствовании элементов интерфейса и фоток со стоков? Присылайте вопросы.

P. P. S. Я веду практический курс «Дизайн и право». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Распространяются ли авторские права на текст договора? Зачем нужны юристы? Зачем ИП нужен расчётный счёт? Посоветуйте формулировки для оферты об услугах на сайте?




Недавно всплыло

1 3 У меня остаётся ощущение, что я идиот, «рассыпала бобы», но на конкретных ошибках не могу себя поймать 3 Это я неправ, что долго думал, или магазин, что допустил такую ситуацию? 3