Максим Ильяхов
11 сентября 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Завершение совета о тональности. В прошлый раз было о честности, теперь — об игре.


Когда всё хорошо с честностью, можно осторожно попробовать игру. Она сложная, работает не всегда и не на всех, но когда работает — она стоит того.

Игровой текст — это когда вы не только информируете и помогаете принять решение, но и развлекаете читателя формой текста. У вас появляется интересный персонаж, вы шутите, иронизируете, издеваетесь, преувеличиваете. Читатель не только узнаёт то, что ему нужно, но и с интересом включается в вашу игру и эмоционально взаимодействует с вами.

Например, я отправляю книгу «Пиши, сокращай» по предзаказу. Я должен сообщить покупателям, что их посылка ушла в службу доставки. У меня уже есть история отношений с читателем, мы с ним общались, он ждёт от меня новостей. Новость, которую я хочу сообщить, хорошая. Если я уверен, что читатель это нормально воспримет, я могу попробовать немного поиграть:

  • От: Книга Главреда
  • Тема: Я-таки еду ;-)
  • Бонжур, дорогая Марья Павловна!
  • Третьего дня отправилась к вам почтой. Пока без происшествий. В дороге попадаются прелюбопытнейшие люди.
  • Прибуду в вашу губернию к концу недели. Посыльный вам телеграфирует. Не скучайте, сударыня! Наша встреча близка.
  • Ваша книга Главреда.

А если я приглашаю покупателей забрать книгу из Коворкафе, я могу посреди спокойного информационного письма написать так:

  • Пока идёте по Бутырской, по правую руку вас будет манить курочка из КФС. Не поддавайтесь!
  • Будьте осторожны: на территории «Флакона» находится действующий вейпшоп.

А в конце рассылок Главреда я пишу какую-нибудь мысль постскриптум, типа «Писано в ночь на 1 января, под звон разбивающихся надежд на уходящий год. Бегать я так и не начал, в спортзал не пошёл. Сделаю это в новом году».

Я понимаю, что не все поймут эту игру. Не всем она будет интересна. Но я готов пойти на такой риск ради тех, кто поймёт.

Мои критерии качественной игры в тексте:

  • Игра не должна мешать полезному действию. Вся ключевая информация должна быть подана чётко и ясно.
  • Игра должна быть от души, нарочитой и яркой. Не стесняясь, не боясь никого обидеть, на всю ширину данного богом таланта.
  • Цель игры — развлечь читателя. Никаких других целей быть не может.
  • В игре нельзя прятать рекламу. Нельзя «как бы развлекать, но на самом деле продавать». Это гарантированная фальшь.
  • Игра должна проходить в комфортных для читателя рамках.

Игровой текст не бывает универсальным. Кому-то всегда будет не нравиться ваша игра. Кто-то, наоборот, будет её любить и рекомендовать вас друзьям. Кому-то в тексте можно сказать «Ну что, говноежки вы мои сладкие…», и получить нормальную реакцию — люди принимают такую игру. А для какой-то другой аудитории это неприемлемо. С какими-то людьми можно спокойно шутить о сексе и религии, а кто-то увидит в этом оскорбление чувств верующих (или трахающихся).

В предыдущем абзаце игра была в конце в скобках. Я намеренно использовал грубое слово для контраста. Эта фраза в скобках была только ради шутки и развлечения, никакой критически важной информации в скобках не было. Я постарался не затронуть вас лично. Всю дорогу я ничего не продаю. Это пример игры. Теперь, правда, я сломал эффект от неё тем, что разложил всё по полочкам.

Когда редактор хорошо чувствует свою аудиторию и знает, что делает, он может попробовать игровой текст. Не уверен — не лезь.

P. S. Закрыт набор в Школу редакторов.

Опоздавшим: оставьте нам почту, и мы напишем вам, пока есть свободные места. Занятия с 30 января
 

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Имеет ли смысл публиковать часть статьи до полной готовности?

Как составить объявление для неплательщиков за ЖКХ?

Как быстро найти идеального редактора на длинный проект? Забыл дорассказать о перечнях




Недавно всплыло

1 Собеседница психует и кидает трубку. Причём до этого дама была вполне адекватной, и мы нормально работали 1 Как работать со слабомотивированными кадрами. Как мотивировать 1 Меня бесит, что как клиент я должна переживать больше, а менеджер забивает 1



© 2007—2017

Запрещённые слова
Пишите: mail@artgorbunov.ru