Полина М.
21 августа 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, у вас в советах и статьях часто встречается понятие фальши. Расскажите подробнее, что такое фальшь, как её определить и избежать.


Прежде чем говорить о фальши, давайте разберёмся с эмоциями в тексте вообще.

Когда человек с кем-то общается лично, он всегда эмоционально настроен по отношению к собеседнику. Он может испытывать доверие или недоверие, уважение или пренебрежение, восторг или брезгливость, возбуждение или умиротворенность. Рядом с другими людьми мы всегда находимся в каком-то эмоциональном состоянии, даже если это состояние — спокойствие.

Эмоциональное состояние человека влияет на решения. Если продавец при личном общении вызывает у покупателя брезгливость или недоверие, покупателю будет трудно последовать его рекомендациям. Никто не хочет покупать у неопрятного, грубого или заносчивого продавца. Если же продавец вселяет в покупателя уверенность, то покупатель может довериться даже не самым разумным аргументам. Сначала людьми управляют эмоции, и уже потом — разум.

Эмоции управляют человеком не только при личном общении, но и когда он читает текст. Когда мы читаем, у нас в голове звучит воображаемый голос собеседника. Одно и то же сообщение от мамы и от босса будет звучать по-разному в голове читателя.

    • Мама: «Я жду».
    • Босс: «Я жду».

Мы испытываем эмоции, когда читаем рекламу, статьи, сообщения от коллег и друзей. Эти эмоции управляют нами так же, как и при личном общении. Разница лишь в том, что текст передаёт эмоции недостоверно и неполностью. При личном общении мы можем считывать интонации, паузы и язык тела. При чтении у нас есть только текст. Из-за этого мы можем увидеть эмоции там, где их не было; или не заметить эмоции там, где они были.

  • Босс: «Надо обсудить результаты твоей работы».
  • Коллега: «Спасибо за продуктивную встречу».

Текст недостоверно передаёт эмоции, но всегда их вызывает. Читатель не может не испытать какую-то эмоцию при чтении. Они зависят от многих факторов: кто пишет, какая у него репутация; в какой ситуации он пишет и какими словами; как этот текст оформлен и в каком окружении подан. Какие-то из этих факторов автор может контролировать, другие — не может. Задача хорошего редактора — постараться проконтролировать как можно больше, чтобы добиться нужного результата.

Я выделяю для себя три основные тональности, в которых может звучать текст в голове читателя: фальшь, честность и игра. Восприятие этих тональностей субъективное: каждый человек по-своему воспримет текст. Один человек увидит в тексте честность, другой — фальшь; третий подумает, что это игра. Но есть некоторые универсальные ходы, которые помогут создать в тексте определённую тональность для большого числа читателей.

В продолжении этого совета расскажу о фальшивой тональности.

P. S. Дата следующего набора в Школу редакторов пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Недавно всплыло

Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 4 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 7