Илья
21 июня 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Расскажите о графеме транспортной схемы.

Часть первая


По схеме пассажир ищет места и прокладывает маршруты. Чтобы помочь ему, мы убираем лишние детали, вводим цветовое кодирование, систематизируем расстояния, углы и обозначения.

Полученное графическое изображение обладает определённой формой. Хорошая форма даёт глазам пассажира точки опоры. Кольцевая линия в Лондоне узнаётся даже без цвета: «бутылочная» форма и двойной контур не оставляют сомнений —

  • Графема
  • Хорошая и плохая
  • Дыры
Изобретение схемы метро

Схема радиоприёмника Юри Сузуки

Человек, знакомый с городом, найдёт станцию «Грин-парк», хоть её название и загораживает конденсатор

Про московскую кольцевую и говорить нечего — круг впечатывается в мозг:

Схема 1970 года, Метро.ру

Общую форму, которая считывается до подписей и отдельных линий, и делает схему узнаваемой, назовём графемой схемы.

Графема в справочнике «Паратайпа»

Авторы проекта «Лайнпостерс» оставили от нескольких транспортных схем только графемы:


Несмотря на ошибки, Москва и Нью-Йорк не просто мгновенно узнаются, там даже можно найти знакомые станции. С Лондоном, кажется, так же — я легко ткну в Кемден-таун или Пимлико. Но учитывая, сколько времени жизни я смотрел на его схему, я нерепрезентативен.

А вот Париж и Токио совершенно бесформенны, глазу не за что зацепиться. Вместо ясной графемы — однородный паттерн.

Конечно, графема схемы изначально определяется топологией самой транспортной сети, а она происходит из плана города. Так что Москва и Нью-Йорк просто вынуждены были получиться характерными.

Но это не значит, что в других городах ничего не поделаешь. Нужны ориентиры, выхватываемые глазом. Если в самой транспортной сети для этого ничего подходящего нет, подойдёт водоём или телебашня.

Сейчас в Париже одна из худших официальных схем среди больших метрополитенов:

Хорошая графема позволяет Москве обойтись без координатной сетки

Я уже критиковал эту схему за плохие цвета и толщины линий

В своей версии схемы Костя Коновалов сделал «кольцевую» из 2-й и 6-й линий и подружил с ней по форме некоторые другие фрагменты схемы. На схеме появились парки и достопримечательности. Это сильно повысило «графемность»:

Схема Кости Коновалова

Официальная берлинская схема тоже не очень удачна:

Есть кольцо, образованное электричками, но оно слишком большое. Дополнительным ориентиром оказывается пучок электричек, проходящих «волной» через центр. Но этого всего мало, и поиск знакомой станции занимает огромное время.

Работая над графемой, нужно остерегаться всего, что не имелось в виду. Киевская схема похожа на человека на подкосившихся ногах:

Схема Киевского метро

Развидеть это невозможно. Такие совпадения плохи как коридоры в текстовом наборе: приковывают к себе внимание, отвлекая от содержания.

О невозможности развидеть паразитный образ

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Глеб Яковлев
21 июня 2016

Я вот не вижу, как не стараюсь увидеть, человека на схеме киевского метро: вижу разорванную цепь спирали ДНК, а рогатина снизу (отдельно) напоминает статую Христа в Рио-де-Жанейро. Вероятно, г-н Бирман глядит на схемы с чем-то вроде профдеформации, которая усиливает его неприязнь к плохой подаче информации и ассоциативный ряд его уносит.

Скажем, графема того же Парижа мне по нраву, и хоть не существует нормальной схемы парижского метро, я с первого взгляда увидел станции, которые посетил лишь однажды. Возможно, тут уже нерепрезентативен я, так как легко накладываю на графему берега Сены и уже от них идёт образ 4-го и 6-го округа Парижа.

Ещё занимательно, что графемы схем метро один-в-один похожи на схемы саккад, которые используют при изучении движения зрачков. Быть может, нам приятнее смотреть не сколько на информативные схемы с класическими углами и радиусами, а просто на что-то более соотвествующее механике зрения? То бишь, люди с лёгкой дальнозоркостью будут одну схему считать понятнее и приятнее, просто из-за того, что у них иначе идёт взаимодействие с графическим образом. Скажем, графема Токио мне видится более удобной, чем графема Цюриха (казалось бы!), а Цюрих приятнее-понятнее графемы Барселоны.

Евгения Нестеренко
28 июня 2016

Илья, а что бы вы посоветовали по киевской схеме, чтобы избежать данной проблемы? Я так понимаю, эта новая схема делалась максимально близко к местоположению станций на реальной карте.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

3




Недавно всплыло

1 4 2 2