Полина Малютина
28 февраля 2016
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, в совете вы писали, что некоторые стоп-слова нужны в устной речи, но не нужны в письменной. Как определить эти стоп-слова и почему они нужны в устной речи?


Чтобы ответить на этот вопрос, придётся разобраться, чем устная речь отличается от письменной с точки зрения читателя и слушателя.

Письменный текст расположен в пространстве, и читатель может по нему самостоятельно путешествовать: прыгать в начало следующего абзаца, пропускать предложения, пробегать по диагонали целые страницы, даже читать с конца в начало.

С устным текстом всё наоборот: он расположен во времени. Всё, что может слушатель — последовательно воспринимать слова.

Чтобы облегчить восприятие устной речи, ораторы используют инструменты структурирования. С помощью этих инструментов они держат внимание слушателей и помогают им понять мысль. В письменной речи некоторые из этих инструментов избыточны, поэтому от них можно избавиться.

Разделение и порядок мыслей

В устной речи единственный способ разделить идеи — это сделать паузу и явно сообщить, что началась новая мысль. Полезно показать, что предыдущая мысль подходит к концу и скоро начнется новая. В устной речи нет заголовков, поэтому, чтобы начать новую тему, придётся многословно вводить в неё читателя. А если тема сложная, то опытный оратор сначала даст обзор темы, а потом уже начнёт о ней говорить.

Если бы мы записывали устную речь дословно, она бы выглядела так:

  • Давайте рассмотрим этапы развития электрогитары. Их четыре: до электричества, раннее электричество, транзисторный этап и этап эмуляторов. Итак, первый этап — это, собственно, появление гитары как таковой, до электричества. Во-первых, здесь нужно посмотреть на конструкцию испанской гитары середины девятнадцатого века. Сейчас мы называем такую гитару классической. Как видите, у неё полое тело, которое выступает в роли резонатора. Во-вторых, обратите внимание на струны. Они сделаны из…
  • Итак, мы увидели первый этап, так сказать, становление.это уже двадцатый век. Второй этап — это появление первых звукоснимателей на базе электричества…

На письме вместо разделения мыслей словами мы используем деление на предложения и абзацы. Один абзац — одна новая мысль. Вот как будет выглядеть тот же текст, но адаптированный под письменную речь:

  • Этапы развития электрогитары
  • 1. До электричества. В Испании в XIX веке появилась гитара, которую мы называем классической. У неё полое тело, которое работает как резонатор. Струны сделаны из…
  • 2. Раннее электричество. Первые электрические звукосниматели появились в начале XX века…

Текст гораздо компактнее и по нему проще искать нужную информацию, потому что мысли разделены абзацами и сгруппированы под заголовками. Если теперь добавить в этот текст характерные для устной речи инструменты, текст станет менее информативным:

  • Рассмотрим этапы развития электрогитары
  • Первый этап — до электричества. В Испании в XIX веке появилась гитара, которую мы называем классической. Во-первых, у неё полое тело, которое работает как резонатор. Во-вторых, её струны сделаны из…
  • Теперь рассмотрим второй этап — раннее электричество. Для начала, первые электрические звукосниматели появились в начале XX века…

В информационном стиле редактор избегает слов, которые помогают разделять и упорядочивать мысли. Вместо них — новые абзацы, грамотное деление на предложения, перечни и подзаголовки.

Примеры

В устной речи есть два способа привести пример: заявить о нём или изменить естественный порядок слов.

  • Качество эффекта зависит не только от алгоритма, но и от скорости аудиопроцессора. Скажем, если бы вы хотели подключить гитару к компьютеру в 2004 году, то вы бы получили задержку в 150 миллисекунд — столько времени нужно было компьютеру, чтобы обработать входящий сигнал от гитары. Для сравнения, ухо обычного человека различает задержку от 10 миллисекунд, а музыканты — от трех. Так что 150 миллисекунд — это достаточно большая задержка, играть с ней было неудобно.
  • Другая проблема с эмуляторами — они работали только на компьютере. Едете вы, допустим, на гастроли, и у вас с собой ноутбук и куча проводов.

На письме вместо слов «например» достаточно поставить двоеточие и набрать пример с отступом. Он станет более заметным на странице, а читатель поймёт, что вы имели в виду пример. Все примеры в этом совете набраны таким образом.

А ещё на письме примеры можно структурировать в виде анкеты — в устной речи это сложно:

  • Первые программные эмуляторы
  • Как работают: гитара подключается к компьютеру, на компьютере запускается программа-эмулятор. Эмулятор обрабатывает входящий сигнал от гитары, накладывает на него эффекты и отдает через компьютер
  • Плюсы: можно наложить любые эффекты, в любом количестве и последовательности
  • Минусы: в ранних моделях — большая задержка во время обработки, неудобно играть; на гастролях требуется много проводов и оборудования; компьютеры были ненадежными и ломались

Междометия и исправления

Во время разговора человек вставляет в речь словечки, которые выражают эмоции, дают время сформулировать мысль или просто засоряют речь. На речи мы привыкли их не замечать, но если точно записать устную речь, эти фразы будут раздражать:

  • Эм, ну, что вам сказать… М-м-м, по моему, так сказать, опыту, софтверные, эм…, то есть, программные эмуляторы по качеству звука, ну, ничем там особенно не отличаются от, хм, транзисторных процессоров…

Если оратор ошибается и хочет исправиться, он не может вернуть предыдущее слово и заменить его, поэтому он вынужден говорить «иными словами», «то есть» или «я хотел сказать». На письме можно сразу написать правильно:

УстноПисьменно
Софтверные… то есть, программные эмуляторы ничем не отличаются от транзисторных процессоровПрограммные эмуляторы ничем не отличаются от транзисторных процессоров
Вы слышали, как старый наркоман Хендрикс имитировал звуки бомбёжки. То есть, я не хочу сказать, что он хорошо играл из-за наркотиков, просто так совпало, и вообще наркотики не имеют отношения к этому делу.Хендрикс использовал эффект обратной связи и сильный перегруз, чтобы сымитировать звук бомбёжки

На письме следует не исправляться, а сразу говорить правильно. См. также: то есть, иными словами.

Введение и выводы

Хороший оратор в устной речи будет обозначать введение и выводы. Особенно важны выводы: они «включают» слушателей, которые отвлеклись, и заставляют их усердно впитывать услышанное.

  • Итак, какие выводы мы отсюда делаем? Первый и самый главный вывод — не особенно-то гитары и изменились. Да, мы увидели много примочек и эффектов, но принцип остался тем же. Второе — на качество звука все еще влияет в первую очередь мастерство гитариста. Как вы заметили на примере Хендрикса…

Оратор вынужден обозначать выводы, потому что слушатели не знают, заканчивается его речь или нет. Они не могут промотать вперед и увидеть, что всё, это были последние фразы, значит, это выводы. Слушателя приходится «включать» заранее.

На письме уже сам факт того, что абзац стоит в конце текста, подсказывает читателю, что в нём будут выводы. Последний абзац этого совета — выводы, и вы можете прямо сейчас на него перескочить.

Выводы можно по-особому оформить: поставить на плашку, сделать из них красивый перечень, набрать крупнее или изменить гарнитуру. Эти приёмы без слов покажут читателю, что перед ним выводы. Но даже без них, по одному только положению текста, читатель поймёт, что перед ним выводы.


Письменная речь помогает нам элегантно организовывать мысли: делить, перечислять, структурировать, давать им разное оформление. На письме легко привести пример, показать последовательность, сделать введение и вывод. Заголовки показывают, что текст под ними посвящён определённой теме. Текст может сразу быть максимально точным, без мусора, повторов, избыточности и исправлений самого себя. Эти инструменты недоступны в устной речи, поэтому ораторам приходится пользоваться вводными, междометиями и специальными маркерами. На письме такие слова чаще всего не несут ценной информации и удаляются без потери смысла:

Во-первых
Во-вторых
Для начала
Далее
Наконец
Прежде всего
Обратите внимание
Следует остановиться
Пару слов о
Отметим также
Перейдём к
Например
К примеру
Допустим
Представьте себе
Скажем
Вот
Эм
Эх
Ну
Короче
Значит
Рассмотрим
Наша первая тема
Подведём итог
В завершении
Итак
Таким образом
Какие выводы…

P. S. Дата следующего набора в Школу редакторов пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как беспристрастно вычитывать свой текст? Имеет ли смысл публиковать часть статьи до полной готовности?

Как составить объявление для неплательщиков за ЖКХ?

Как быстро найти идеального редактора на длинный проект?




Недавно всплыло

Как написать заказчику, что я установлю модуль на его сайт после окончательной оплаты, и при этом не обидеть его? 2 Расскажите об управляемости. Домашнее задание 4 Столкнулся с проблемой, когда долго общаешься с клиентом, и потом выясняется, что его не устраивает порядок цен. Часть 1 2 3