Илья
15 декабря 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Что дизайнер интерфейса должен знать о привычках?

Часть первая


Дизайнеры думают, что написать на кнопке или что нарисовать на пиктограмме. Но только те, кто понимают роль привычек, знают, как на самом деле работает интерфейс. По сравнению с привычками конкретные текст или картинка не имеют значения.

Без привычкиПо привычке
Для маленького ребёнка надеть и зашнуровать ботинки — дело, полное сложностей. Нужно в правильной последовательности сделать пару десятков точных движений. Каждый шаг приходится обдумывать.Взрослый человек обувается, не прерывая разговор с товарищем. Не раскладывает этот процесс на отдельные движения, а делает автоматически целиком.
Внимательно, медленноБыстро, невнимательно

Чем сильнее привычка, чем более сложное дело соединяется в неделимое, в восприятии человека, действие. Движения выполняются сами собой, сознание занято другим.

Привычка легко вырабатывается, когда процесс линейный, в алгоритме отсутствует ветвление (когда пять дней подряд ездишь на работу одной дорогой, то по пути на дачу в субботу можно случайно повернуть туда же).

Некоторые вещи человек вообще не может делать без привычки, то есть пока не доведёт свой действия до автоматизма. Тогда приходится целенаправленно тренироваться, чтобы закрепить привычку. В результате человек может сделать тройной тулуп (но пока его делаешь, нет времени остановиться и подумать).

Для иллюстрации силы привычки Раскин приводит в пример автомобиль, где поменяли местами педали газа и тормоза. Чтобы водитель не забыл, сверху поставили красное мигающее табло, предупреждающее, что педали расположены наоборот. Вероятно, собранному человеку удастся проехать квартал или два, но как только собака выбежит на дорогу, мозг отреагирует привычно: водитель нажмёт на тормоз, который окажется газом.

Формирование привычки — естественный механизм. Когда одно умение доводится до автоматизма, «думающая» часть мозга освобождается для осмысленной обработки новой информации и постепенного приобретения новых умений. Так рутина перестаёт занимать мозг, что помогает человеку не сойти с ума от чистки зубов и мытья посуды.

Формированию привычки нельзя противостоять — если что-то делаешь регулярно, она образуется сама собой.

Поэтому бесполезны подтверждающие диалоговые окна:

Человек быстро научается подтверждать любые действия, не задумываясь.

Виндоус переспрашивает пользователя, уверен ли он, что хочет удалить файл. К третьему удаляемому в жизни файлу пользователь уже привыкает, что удалить файл — это не Del, а Del, Enter. И всё хорошо, пока не удалишь что-то нужное.

Поможет ли предупреждение особой важности, которое выводит «Мастерхост»?

Человек, первый раз удаляющий домен, в любом случае будет действовать с осторожностью. Но вебмастера, для которого управление доменами — часть повседневной работы, красная надпись не спасёт от ошибки.

Таким образом привычка — это и механизм оптимизации нашей деятельности, и источник ошибок.

Предохраняющий чекбокс тоже не спасёт

С привыканием можно бороться фашистскими методами. Скажем, перед тем, как удалять домен, заставить пользователя расшифровать сложную капчу. Это действительно помешает вебмастеру удалить домен автоматически — ему придётся остановиться. Но проблема в том, что всё то время, пока он продирается скозь капчу, он будет думать именно о ней (а также о том, какие уроды её вставили), а не о том, тот ли домен он удаляет.

Это хорошо знакомое дизайнерам диалоговое окно из Фотошопа:

О капче

Окно появляется, если сделать неловкое движение за пределами холста или выделить прозрачную часть слоя. Оно быстро приучает дизайнера к тому, что Фотошоп может не по делу на тебя накричать, а чтобы он отстал нужно быстро нажать пробел. Разумеется, в результате, что бы там Фотошоп ни сказал в подобном окне, дизайнер этого не прочитает.

Интересно, что в версии ЦС3 появился чекбокс «Больше не показывать»:

Многие порадовались ему и сразу поставили (я в их числе).

Но если вдуматься, это нонсенс: вместо того, чтобы закрывать это окно по привычке и из-за этого упускать содержащуюся в нём информацию, теперь мы просто говорим Фотошопу, чтобы он даже не пытался нам что-то сказать. Многие пользователи не ставят чекбокс в подобных окнах, потому что боятся потом ошибиться или не понять, что именно сделали неправильно.

Обратная связь в интерфейсе важна, но здесь это больше похоже на наказание за небезупречность в движениях

Пользователи привыкают к порядку кнопок и даже не читают, что на них написано. Расположить кнопки в диалоговом окне в обратном порядке — то же, что поменять местами газ и тормоз:

В части порядка кнопок адобовские программы честно соблюдают правила платформ. Но окно ПДФ-экспорта в старом Индизайне составляло досадное исключение. Однажды я долго настраивал параметры при подготовке к печати раздаточных материалов, а потом не задумываясь нажал в этом окне кнопку отмены:

О применении гайдлайнов Мака на Виндоусе

Интересно, что пока я двигал мышь в сторону кнопки, я даже успел озадачиться вопросом: «Почему кнопки идут не в том порядке?». Но это происходило в другой части мозга и никак не повлияло на то, что я сделал на автопилоте. Пришлось настраивать всё по второму кругу с особой внимательностью.

Даже к мелочам типа отступов или характера теней люди привыкают. Если программа выглядит или ведёт себя не так, как принято в системе, это всех бесит, сразу хочется такую программу снести — доверять ей нельзя.

Поэтому же нужно делать приложения раздельно для Айфона и Андроида, несмотря на то, что, казалось бы, мультитач-экран везде одинаковый. Чтобы человек мог действовать по привычке, в каждой системе нужно соблюдать её «лук-энд-фил».

Продолжение

P. S. Я веду практический курс «Пользовательский интерфейс и представление информации». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Сергей Саржевский
15 декабря 2015

В Виндоусе есть два типа удаления: в корзину и навсегда. Нажимая Del, Enter, мы перемещаем файл в корзину, из которой его можно восстановить, просто перетащив или нажав отмену.

Навсегда файл можно удалить другой комбинацией — Shift+Del, Enter. Либо удалить уже из самой корзины.

При этом, совсем запутывая людей, подтверждение ось просит в обоих случаях, делая их почти одинаковыми:

Александр Бащук
15 декабря 2015

Сергей, не могу сказать за других пользователей, но лично у меня есть привычка всегда удалять файлы командой Shift+Del, Enter. Причина банальна — мне лень потом самому заходить в корзину и чистить её. Даже раз в год. И из-за этой привычки я могу иногда машинально удалить нужные файлы. Если бы у корзины была автоматическая очистка, она бы избавила меня от этой проблемы. Более того — в Виндоусе есть возможность отключить это подтверждающее сообщение в случае удаления в корзину (и оставить в случае безвозвратного удаления), а для восстановления ошибочно удалённого в корзину файла достаточно нажать Ctrl+Z! Это очень круто, и я очень хочу этим всем пользоваться. Но лень чистить корзину всё-таки превалирует.

С другой стороны, если бы автоочистка существовала, и я бы выработал привычку нажимать Del, а не Shift+Del, Enter, то возникла бы другая проблема. Я мог бы однажды случайно нажать Del, не желая вообще ничего удалять. Например, уронив что-то на клавиатуру. Или попасть по Del вместо Home или Ins. Наверняка в таком случае я не заметил бы сразу, что исчез какой-то файл (подтверждение удаления у меня отключено), а когда заметил, то либо не догадался бы поискать его в корзине, либо она бы уже очистилась по таймауту.

Наверное лучшим для меня вариантом был бы, всё-таки, иметь автоочистку, но не отключать подтверждение.

Михаил Озорнин
20 декабря 2015

Фидли (РСС-читалка) при удалении предлагает не показывать больше предупреждения:


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

4 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 Кто ты? 1 7