Арсений Максимов
8 декабря 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Какие есть виды обозначения остановок, пересадок, линий и их номеров в транспортных схемах? В чём их различие и в каких случаях использовать те или иные?

Часть вторая


Продолжаем рассматривать обозначения остановок.

В прошлом совете серии мы рассмотрели кружки и оставили себе несколько симпатичных на память:

  • Обозначение остановок
  • Кружки
  • Некружки

А что, если не кружки?


В игре «Мини-метро» встречаются треугольники, плюсы, пятиугольники и даже звёзды:

Если у вас станция «Кремль», попробовать звезду можно, но осторожно.

В игре это нужно, чтобы понять, кому из пассажиров куда нужно попасть. В жизни столько разных обозначений сведут читателя с ума. Вот, например, расписание японских поездов с избытком кодирования:

Из коллекции А. Г.

Здесь что-то означают и цвет, и фон, и скруглённость уголков фона, и разные приклеенные сбоку фигурки. И цветочки.

Хочется думать в сторону экономии чернил. Попробуем разорвать линию:


Здесь чернила сэкономлены лишь формально. Глаз отлично видит белые нашлёпки на красной линии, хоть мы их и не рисовали. На ровном месте возникает шум. Кроме того, разрывы трудно подписывать.

Важнейшим инструментом обозначения остановок являются пеньки — я уже рассказывал об их полезных свойствах. Пеньки различаются по толщине и выпиранию:

Совет о пеньках


Опасность использования пеньков иллюстрирует следующий пример. При создании четвёртой версии схемы метро у меня был момент, когда некоторые станции пришлось подписать с неожиданной стороны линии (рисунок слева):

Четвёртая версия схемы метро

При беглом чтении снизу вверх глаз успевает привыкнуть смотреть с одной стороны от линии, поэтому есть шанс пропустить станции, подписанные с другой. В финальном варианте (рисунок справа) проблема была устранена — все станции были перенесены на одну сторону от линии.

Кружки (и другие симметричные относительно линии обозначения) позволяют быть менее внимательным к выбору стороны для надписи.

На схеме венского метро пеньки вот торчат сразу в обе стороны:


Но такая зубастость плохо выглядит и лишает пеньки свойства указывать на своё название.

Двусторонние пеньки естественно использовать для обозначения конечных:


Пеньки могут быть сложнее, чем просто прямоугольники:


При работе над челябинской трамвайной схемой мы с Сашей Караваевым посвятили немало времени поиску правильной формы. Когда несколько линий идут параллельно, пеньки одних разрывают другие (первые несколько вариантов):

Схема и работа над ней

Мы хотели сгладить этот эффект. Один из промежуточных вариантов — волны-шипы (с выкусами с противоположной стороны и без):


В финале — трапецевидные пеньки:


Как и другие элементы, пеньки могут захотеть стать другого цвета чем линия:


В общем случае это снова лишний шум. Но в пучках тонкая чёрная линия может выглядеть чище, чем многоэтажный пенёк:


Такую линию отлично видно при качественной печати и идеальном освещении, но для транспортной схемы это не очень реалистичные условия. Добавить читаемости таким остановкам можно, превратив линейки в булавки:


Из некружков отложим себе эти:


Продолжение

P. S. Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 Расскажите об управляемости: программа 1 2 1