Светлана
27 ноября 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Вопрос о вежливости в переписке.

Заметила, что в переписке с клиентами часто использую слово «пожалуйста».

Пример: «пришлите счёт», отвечаю: «пожалуйста, высылаю счёт».

И со всем остальным: «пожалуйста, посмотрите», «пожалуйста, исправила».

Я всегда была уверена, что это — проявление вежливости к собеседнику. Сейчас сомневаюсь (спасибо рассылке Главреда :-)

Возможно ли быть вежливым, проявить своё уважение и расположение без специальных слов? Отвечать в инфостиле «высылаю счёт», «смотрите, исправила» тоже не хочется.


Светлана!

Мне нравится «пожалуйста» в просьбах. Я сам всегда так пишу.

А вот «пожалуйста» в ответ на просьбу выглядит несколько нарочито. Мне больше нравится такой вариант: «Высылаю счёт. Напишите, пожалуйста, если что-то не так».

Тут и забота, и открытый вопрос, и «пожалуйста».

P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

P. P. S. Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Николай Яковенко
27 ноября 2015

Инфостиль для указанных примеров: «высылаю счёт», «смотрите, исправила» — то, что доктор прописал. Быстро и без шелухи показываете суть. Это и есть уважение — экономите время собеседника.

В просьбе слово «пожалуйста» избавляет текст от приказного тона. Оно там уместно и нисколько не вызывает антипатии.

Виталий Кузнецов
27 ноября 2015

Посмотрите, как в социальных сетях общается адресат, пишите в его стиле. Не всем нравится милое и доброе общение — все по своему понимают уважение и заботу.

Дима Кудинов
28 ноября 2015

Светлана, на мой взгляд, слово «пожалуйста» может интерпретироваться некоторыми собеседниками, как намёк на необязательность. Я бы с осторожностью применял данное слово, тем более, что вежливость можно выразить многими способами.

Кроме того, применение его совсем уж в каждой фразе, скорее, напоминает слово-паразит и снижает его ценность, когда оно действительно необходимо.

Николай, по условию вопроса Светлана общается с клиентами. Дополню ваш комментарий — инфостиль нужно осторожно использовать в тех случаях, когда собеседник не использует его сам. Это может выглядеть невежливо.

Виталий, большая ошибка — смешивать стиль социальных сетей и деловой переписки.

Илья Иванов
28 ноября 2015

Сосредоточьтесь на смысле, тогда нужная форма выстроится сама.

Вежливость, расположение и вообще отношение к собеседнику проявляются не столько в отдельных «волшебных словах», сколько в общем построении формулировок.

Сравните:
а) Спасибо за предложение, Елена. Пожалуйста, пришлите мне ваш прайс.
б) Отличная идея, Елена! Давайте посмотрим на ваш прайс.

Первое формально вежливее, но второе лучше выражает ваше расположение.

Просьбы — отдельная тема. Тут всё зависит от их сути. Часто лучше вообще не просить, а предлагать:

а) Дмитрий, пожалуйста, одолжите мне миллион рублей под 8-10%.
б) Дмитрий, я готов взять у вас займ на один миллион под 8-10%. Это реально?

Первое — попрошайничество, второе — предложение.

Вообще, избыточная вежливость характерна для исполнителей и младшего звена. Через руководителей обычно проходит больше информации, поэтому фразы постепенно становятся короче и точнее, шелуха отваливается.

Повторюсь, оттачивайте смысл — тогда верная формулировка выстроится сама.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание? 4 Как правильно построить переговоры таким образом, чтобы обойтись без презентации или хотя бы свести её к разумному минимуму?




Недавно всплыло

Расскажите об управляемости. Домашнее задание 4 Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2 1

Как же мне сделать систему, удобную и понятную для конечного пользователя?

2