Саша Волкова
11 сентября 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Илья, как быть, если соврал и тебя разоблачили?

Миша искал работу, не имея опыта. Он так боялся и нуждался, что наврал в резюме: приписал пару лишних мест работы. Его приняли. Но через неделю кадровик позвонил в компании, в которых Миша якобы работал. Что ответили в этих компаниях — неизвестно, но догадаться несложно.

Кстати, гендир компании оказался бывшим военным. Поэтому на собеседовании Миша соврал ещё и про службу. Назвал не ту часть, в которой на самом деле служил, а ту, что получше. Возможно, гендир об этом узнает, когда Миша отдаст кадровику военный билет.

В работе Миши есть специфика. На его должности возможно брать взятки, поэтому компании особенно важна честность соискателя. Что делать Мише?


Начну издалека.

Почему люди врут? Вы правильно выделили основную причину — потому что чувствуют нужду. Человеку кажется, что ему жизненно необходима эта работа, этот товар, эти отношения — и он готов пойти на что угодно ради них. Это опасное заблуждение. Если бы Мишу не взяли на эту работу, я уверен, он бы нашёл другую.

Чувство нужды — одно из самых страшных. Ведь если вам что-то жизненно необходимо, вы перестаёте мыслить рационально и готовы пойти на любые уступки.

Страх — это тоже проявление нужды. Человек боится сказать правду, потому что ему кажется, что правда неприглядна: с правдой его будут меньше ценить и уважать. Другими словами, человек нуждается в уважении и готов ради этого врать.

Если копнуть совсем глубоко, мне кажется, что враньё — это крайняя степень внутренней несвободы.

Теперь о том, что делать Мише.

Думаю, не поздно осознать, какую яму он себе выкопал, и постараться из неё выбраться, пока не поздно. Надо сыграть на опережение и сказать всю правду начальнику.

«Дмитрий Иванович!

У меня к вам непростой разговор. Я очень волнуюсь, простите.

Дмитрий Иванович! Я так хотел, чтобы вы взяли меня на работу, что совершил ужасный поступок, за который мне очень стыдно. Я указал в резюме работу, на которой не работал, и военную часть, в которой не служил. Мне показалось, что так у меня будет больше шансов быть принятым на эту должность. Мне ужасно стыдно — я не должен был так делать. Простите меня, пожалуйста.

Я понимаю, что честность — это одно из самых важных качеств сотрудника. Если вы после этого не захотите иметь со мной дела и уволите меня, я пойму. Но если вы дадите мне ещё один шанс, я вас не подведу!»

Если начальник согласится, то, вероятно, Михаил завоюет уважение и повысит авторитет, а если нет — лучше уйти самому сейчас, чем со скандалом потом.

P. S. Это был пятничный совет по переговорам и отношениям с клиентом. Присылайте вопросы.

P. P. S. Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Николай Яковенко
11 сентября 2015

Саша, привет :-)

Помнишь хромого доктора из сериала, который любил повторять, что «все лгут», и был единственным, кто мог расплести клубки лжи и вынести правду на белый свет? Что он делал в перерывах между разоблачениями лжи пациентов? Лгал сам и старался не попасться.

Лгут все.

Кто-то, чтобы не обидеть собеседника, кто-то, чтобы получить новое место работы, кто-то чтобы не раскрывать свои карты перед другими.

На мой взгляд, граница лжи — это ответственность, которую ты берёшь на себя в этой жизни. У каждого она своя. Из размеров границ ответственности складывается репутация. Профессиональная и человеческая.

Если работа Миши подразумевает низкий уровень ответственности — любые объяснения будут проявлением слабости и не помогут ему. Если же это работа для «дельного малого» — лучше не признание в оплошности, а упор на то, что «проявил инициативу».

Комментарий к совету ограниченно применим к личным отношениям.

Александр Чайковский
11 сентября 2015

Николай, интересная вещь получается.

Ты накосячил и, вероятно, ложь скоро проявится. Но вместо искренних извинений, как написал Илья, ты пишешь: «Сорян за мою изобретательность». Такое отношение пахнет фальшью и надменностью.

Виталий Большаков
11 сентября 2015

В мишиной ситуации я не вижу другого выхода, кроме немедленного увольнения по собственному желанию.

Работать дальше в этой компании Миша всё равно не сможет. Он преследовал цель устроиться на работу, он её добился. Цели создать себе репутацию профессионала, человека, на которого можно положиться, он не преследовал. Вероятнее всего, не задумывался об этом. Саму работу, скорее всего, представлял себе слабо.

Идти к Дмитрию Иванычу, объясняться в собственном стыде и просить прощения я не вижу смысла — этим не спасёшь репутацию. Сам совершённый поступок свидетельствует о незрелости личности, о непонимании человеком своих собстенных мотивов. С такими незрелыми и несознательными людьми трудно иметь дело. Что с того, что ему стыдно за этот проступок? Даже если предположить, что в следующий раз он будет врать осмотрительнее и умнее, его незрелость рано или поздно проявит себя в чём-то другом, причём непредсказуемым для нормального человека образом.

Каждый человеческий поступок — это манифестация ценностей и жизненных ориентиров, это проявление личности. Здесь Миша себя проявил. Это проявление извинениями не стирается из памяти коллег.

Мише стоит, уволившись, задаться вопросом что для него ценно в жизни, чем он руководствуется в своих действиях и какого результата от этих действий ожидает. Разобрать для начала эту ситуацию. Вспомнить, чего хотел: создать впечателение на интервью, или работать? Если работать, то как представлял себе работу? О чем думал, когда принимал решение, что писать и говорить? Какого результата ждал? Нужно поработать с мотивацией, сопоставить собственные действия и ожидаемые результаты, насколько они адекватны? Научиться смотреть на свои поступки со стороны.

«Нужда» и «внутренняя несвобода» — хорошие метафоры, но тут еще глубже лежит неосознанность собственных мотивов.

Саша Сергеев
11 сентября 2015

Мише надо понять что за ложь в некоторых случаях можно загреметь в тюрьму и испортить свою жизнь надолго.

Нужно признаться начальнику. Попросить его о времени на серьёзный разговор и не рубить с плеча — дать ответ не сразу, а по возможности на следущее утро. Предложить это лучше всего, пока не закончился «испытательный срок» или что ещё. Потому как есть вариант, что уважение ещё получится завоевать, если Миша хороший специалист.

Саша Волкова
12 сентября 2015

Илья, спасибо!

Я тоже решила, что честный разговор — единственное решение. Но убедить Мишу не смогла, потому что не придумала, что именно сказать начальнику и какими словами.

Теперь кинула Мише ссылку на совет. Будет здорово, если его твой ответ убедит.

Иван Гришаев
13 сентября 2015

Я бы на месте гендира уволили Михаила. Считаю, очень плохо, когда отношения начинаются со лжи — будь то деловые или любовные.

Врать можно только о том, что зависит от тебя самого. Например, наврать, что знаешь эту технологию, а потом обложиться книгами и выучить. Я так делал, когда будучи студентом в кризис нуждался в работе. Но враньё насчёт мест работы, должностей и связей нельзя изменить, и взрослый человек это должен понимать.

Михаилу поможет только очень хорошо составленный диалог с гендиректором, как описал Илья.

Антон Кривякин
13 сентября 2015

Заявление об увольнении без объяснения причин (даже если они очевидны) — признак капитуляции, не решение проблемы, а попытка искусственно поставить себя вне проблемы. Настоящее решение — честный разговор.

Ещё. Илья не приложил ссылку на собственную лекцию «Провал — это хорошо». А это отличная иллюстрация к совету: http://artgorbunov.ru/pufiki/proval-eto-horosho/

Николай Яковенко
17 сентября 2015

Александр, мой комментарий говорит не о том, чтобы выдать ложь за сообразительность, а о том, что границы лжи у каждого свои. Важно принимать на себя ответственность и понимать, что твои действия формируют отношение окружающих.

Принятие ответственности за ложь может быть разным. Вы предлагаете отделаться компромиссом и извиниться. Я предлагаю: не лгать, увольняться по собственному желанию или выдавать ложь за осознанный трюк, объясняя её причины. В этом нет призыва лгать, но есть дополняющие совет Ильи шаблоны поведения с объяснением, что за ними стоит.

Игорь Князев
24 сентября 2015

Из контекста неясно, дошла ли информация о мишином вранье до гендиректора. И пока неизвестно, как он отреагирует в этой ситуации.

Есть люди, которые если врут, стараются ни в коем случае не признаваться в своей неправоте. Стоят на своем мнении до конца, такой уж у них упрямый характер. Если Миша — именно такой человек, то какие бы советы ему не давали, он будет оправдывать свою ложь при возможном разговоре с гендиректором. Возможно, гендиректор это оценит, и как бывший военный, посчитает Мишу «разведчиком», который умеет хранить тайны. В этом случае признание равно поражению, проявлению слабости, как это верно подметил Николай.

Если гендиректор — порядочный человек, и требует от своих подчиненных безукоризенной дисциплины, а Миша сам готов во всем признаться, не дожидаясь разоблачения, то совет Ильи — как раз самый лучший выход из сложившейся ситуации.

А Мише я бы посоветовал впредь быть более честным, чтобы не создавать себе лишних проблем.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Илья, в чём разница между болью и нуждой? Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6




Недавно всплыло

Расскажите об обратной связи в интерфейсе 1 Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 2