Артём
20 июля 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

От чего зависит успех продукта?


Когда бюро открылось восемь лет назад, мы занимались только пользовательскими интерфейсами. Тогда у меня был идеалистический взгляд на дизайн. Я вдохновлялся (и сейчас вдохновляюсь) работами и книгами прекрасных дизайнеров.

Принципы хорошего дизайна

Десять принципов Дитера Рамса дизайна продуктов «Браун»
  • Некоторые из принципов Дитера Рамса:
  • Хороший дизайн делает продукт полезным: продукт покупают, чтобы им пользоваться. Он должен удовлетворять определённым запросам, не только функциональным, но и психологическим и эстетическим. Хороший дизайн подчёркивает пользу продукта и оставляет без внимания всё, что могло бы от неё отвлечь.
  • Хороший дизайн делает продукт понятным: он выявляет структуру продукта. Ещё лучше — заставляет продукт ясно выражать свою функцию благодаря интуиции пользователя. В идеале — делает его самоочевидным.
  • Хороший дизайн скрупулёзен: ничто не должно остаться произвольным и случайным. Внимательностью и точностью в дизайне выказывается уважение к потребителю.

По определению интерфейс — это прослойка между объектами. Пользовательский интерфейс — прослойка между продуктом и человеком. Это то, как человек воспринимает продукт, видит, ощущает, пользуется. Для потребителя просто нет ничего, кроме интерфейса. Поэтому я рассуждал так: поскольку для пользователя продукт — это и есть интерфейс, дизайнер может поставить между ними знак равенства:

Если дизайн хорош, интерфейс продукта хорошо спроектирован и качественно воплощён, то и сам продукт будет успешен.

Я и сейчас готов подписаться под всеми десятью принципами Рамса. Но, к сожалению, мой идеализм на каждом шагу разбивался о правду жизни.

Во-первых, в мире полно коммерчески успешных продуктов с отвратительным, непродуманным, равнодушным и даже издевательским дизайном. Вы и сами их легко вспомните.

Как мы все мучались с Виндоусом лет десять назад? В Микрософте спёрли принципы графического интерфейса у Эпла, но при этом всё что можно сделали через задницу, если это слово уместно для советов. Эти желтые окошки в «трее», которые на тебя нападают: «Обнаружено новое устройство». И ты полдня ищешь драйверы. Или помните, если вынуть флешку из компьютера, Виндоус тебя обругает: «Смерд, устройство было извлечено неподобающе!» А как подобало? Нажать в микроскопическую иконку на панели:

Успех

Вот она, с зелёной галочкой

Тогда откроется окошко, в котором надо выбрать иконку, которая символизирует флешку:

Трудный выбор из одного

Если вам казалось глупо выбирать из одного элемента, ваше высокомерие наказывалось:

Какую из них собираетесь вынуть?

После непростого выбора следовало нажать: «Стоп!» До сих пор интересно, что именно «стоп»? Потом немного подождать, пока Виндоус изволят-с, и тогда уж извлечь флешку к его, Виндоуса, полнейшему удовлетворению и к его достоинствам с надлежащим уважением.

Если вы, сегодняшние пользователи, думаете, что три клика, чтобы вынуть флешку — это ад, то я напомню ещё кое-что. Эта микроскопическая иконка вообще не была видна на панели. Чаще всего она пряталась в выдвижном интерфейсном ящичке с кнопочкой-стрелочкой:

Утка в зайце

Итого: прицелиться в стрелку, нажать на иконку с галочкой, найти и выбрать флешку в списке, нажать «стоп», подождать пять секунд.

Или вот ещё моё любимое: сидишь себе, работаешь, пишешь текст или дизайнишь дизайн, а Виндоус — раз на тебя с иконкой веника: «Что-то на твоём рабочем столе слишком много иконок, неряха. Давай-ка приведём в порядок, что расселся?»

Точно помню, что веник был

С чего, откуда, почему ему показалось, что я сейчас не слишком занят?

И это издевательство было установлено на каждом компьютере. Где были наши хипстерские «маки» десять лет назад? Да нигде (как и хипстеры).

К сожалению, не меньше примеров «прогоревших» продуктов с отличным дизайном.

Вспомним автомобили Альфа-Ромео. В целом об их дизайне можно спорить, он довольно специфический. Но их последний седан, модель 159, выпущенная в 2005 году,— это автомобиль, который нравится всем:

Провал

Альфа Ромео 159

Возможно, это слишком смелое обобщение. Но на 159-ю оборачиваются и пешеходы, и водители, и мальчики, и девочки. Это не роскошный автомобиль, он дешевле других своего класса. И что же? Автомобиль снят с производства, новых моделей Альфы нет уже несколько лет, концерн находится всё в том же месте, которое нельзя называть.

Такие примеры есть в практике каждого дизайнера. Проекты, в которые он вложил силы и желание сделать хорошо, которые даже спустя годы он вспоминает с гордостью, но которые оказались неуспешными и пошли ко дну. У меня они были, есть и будут.

Как же так? Неужели успех продукта не зависит от дизайна?

Не знаю как вы, а я всё равно идеалист. Когда идеалы разбиваются, нужно искать новые.

О том, как связаны продукт, его дизайн и интерфейс, и от чего же зависит его успех и провал — в следующих советах рубрики.

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

P. P. S. Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Виктор Наумик
20 июля 2015

На самом деле, на иконку нужно было нажимать левой кнопкой — тогда сразу открывается списочек с выбором из флешек. Если нажимать правой — то всплывает вот эта вот штуковина с кнопками Stop и т. п.

Но никто ж не догадается нажать левой кнопкой по иконке в трее :-)

Михаил Тучин
20 июля 2015

Кстати, с флешкой можно сделать проще: вывести её ярлык на рабочий стол, и перед отключением нажать на него правой кнопкой и выбрать «извлечь».

Пётр Москалёв
20 июля 2015

Дитер Рамс ничего не говорил о том, что хороший продукт успешен. Полагаю, речь тут скорее о личной ответственности дизайнера. Хороший дизайн необязательно делает продукт успешным, но и не успешным он его тоже не делает. Так почему бы не делать хороший продукт, без оглядки на успешность?

Вопрос личного выбора. Кто-то делает хорошо чтобы быть успешным, а кто-то просто из уважения к конечному пользователю.


20 июля 2015

Пётр!

На немецком плакате принципы называются «принципами Дитера Рамса дизайна продуктов Брауна», и только потом, видимо, стали называться просто принципами Дитера Рамса. А коммерческий дизайнер обязан заботиться об успехе своего продукта, если он не паразит на теле клиента.

То что дизайнеры сделали с любовью и считают хорошим дизайном, может привести к краху продукта. Безусловно, дизайн связан с успехом продукта, нужно просто знать, как.

Но я согласен с вами в отношении перфекционизма: http://artgorbunov.ru/bb/soviet/20121231/

Сергей Якунин
20 июля 2015

На мой взгляд, два важнейших принципа коммерческого успеха в долгосрочной перспективе можно сформулировать так:
 — цена: доступность продукта в ценовом плане, дешевизна в расчете «на единицу функционала»,
 — широкие возможности по кастомизации и персонализации продукта.

Успех продукта зависит не только от того, соблюдены ли 10 принципов Рамса. Например, принцип «хороший дизайн продуман до мельчайших деталей» буквально означает, что детали потребовали много внимания и денег, они уникальны и аналогов для замены нет. Такой продукт найдёт своего покупателя, но вряд ли станет массовым и коммерчески успешным. И наоборот, автомобиль или телефон с миллионом конфигураций — товар для гиков.

Успех массового коммерческого продукта где-то между крайностями, показанными на этой иллюстрации:

Александр Лукин
20 июля 2015

Месяц назад Альфа Ромео представила преемницу 159-й — модель Giulia. Дизайн всё так же хорош, но автомобиль как продукт успешным опять не будет: мало дилеров и сервисных центров, стоимость на уровне немецких брендов, проблемы с качеством, низкая цена на вторичном рынке, высокая конкуренция в классе бизнес-седанов.

В итоге Альфу можно выбрать только сердцем, когда о стоимости уже не думаешь. А если стоимость не играет значения, то можно выбирать машины из другого, более высокого класса. Мне кажется, что это и есть главная проблема марки Альфа Ромео.


20 июля 2015

Дизайн далеко-далеко не так же хорош, Александр :-)

Камиль Миндубаев
21 июля 2015

Есть явления и процессы, которые нельзя или трудно учесть/спрогнозировать. Например то, что продукт появится в нужное время в нужном месте. Не всё так просто, нет рецепта успеха. Улучшение объективных параметров не панацея, но шансов прибавляет. Иногда проще думать, что это фарт :-)


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите об управляемости: программа 1 Расскажите об управляемости: обратная связь Расскажите об управляемости. Часть двенадцатая Расскажите об управляемости. Часть одиннадцатая




Недавно всплыло

Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 7 2 4