Карина Левитова
24 мая 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Максим, как ускорить редактуру при работе со сторонними авторами?

Я редактор в компании. Мне постоянно поступают статьи от фрилансеров, которые я либо отправляю на доработку, либо редактирую сама и публикую. В первом случае нужно объяснить, что именно исправить и как — это долго. Во втором случае приходится сильно переделывать текст, что тоже долго.

Одновременно я работаю с 7-8 авторами. Некоторые из них плохо воспринимают критику и не выдерживают более 2-3 статей в таком режиме. Это неудобно, потому что нужно искать новых. Хочется, чтобы авторы писали дольше и лучше.

Отправлять всех на курсы или в Школу редакторов нет денег и времени. Даже если я попрошу их прочитать рассылку Главреда, они ее осилят только через три месяца, а это слишком долго. Как добиваться от авторов качества, не тратя много времени?


Эту проблему следует решать по-изобретательски: пусть не вы проверяете авторов, а они сами проверяют себя.

Составьте редполитику — руководство для авторов. Опишите стандарты качества статей, распространённые ошибки, хорошие и плохие примеры. Пронумеруйте каждый пункт, чтобы было удобнее ссылаться. Вдохновитесь «Догмой» газеты «Ведомости»:

  • 2.1. Никакие мнения в новостной и даже аналитической статье нельзя высказывать от имени газеты (« Ведомости“ считают…») или от своего имени. Следует избегать таких безапелляционных слов, как «несомненно» или «очевидно». Авторы высказывают свое мнение только на странице «Комментарии» или в таких колонках, как «Вектор».

  • 5.1. В новостных — и почти во всех остальных — статьях первый абзац должен представлять собой одно ясное и сильное утверждение.

  • 5.4. В лид-абзаце должно содержаться краткое описание интриги, о которой читатель узнает из статьи. Заметьте: краткое и немногословное. Это описание ни в коем случае не должно быть скучным и наполненным официальными словами. Цель лида — заставить людей читать дальше.
  • В этом плане первая фраза вроде «Борьба федеральных властей и иркутской администрации за контроль над крупнейшей независимой энергокомпанией Иркутскэнерго“ вышла за рамки судебных разбирательств» работает плохо. Более приемлемо «Представители Минимущества, приехавшие в Иркутск на собрание акционеров крупнейшей независимой энергокомпании Иркутскэнерго“, оказались под охраной тюремных надзирателей».
  • Обостряя изложение, вовсе не нужно передергивать факты. Достаточно поднять повыше самые удивительные из этих фактов. Не стоит пытаться изложить абсолютно всю суть в лид-абзаце. Это можно делать по ходу статьи.

  • 6.1. Лучше сводить число придаточных к минимуму. Например, не надо писать так:
  • «После официальных докладов президента РАН академика Юрия Осипова и главного ученого секретаря РАН академика Николая Платэ, в которых, как и положено, перечислялись российские научные достижения — они действительно есть, кто же будет спорить, подтверждением чему может служить упомянутая статья в журнале Time, — на трибуну поднялся академик Страхов».
  • Точка — лучший знак препинания. Если вы пишете не колонку, следует избегать скобок, точек с запятой и полностью исключить многоточия, если они не заменяют пропущенный текст в цитате.

  • 6.2. Следует избегать бессмысленных слов и выражений: «своего рода», «своеобразный», «некоторый», «в значительной степени», «вместе с тем», «во многом», «судя по всему», «очевидно», «похоже», «очень»… («Компания Х является своего рода индикатором последних тенденций в…»; «В отчете Х видна некоторая озабоченность положением в секторах»).
  • Кроме того, категорически запрещены выражения «на сегодняшний день» и «на данный момент». Оба они должны заменяться словами «сейчас» или «теперь». Они значат то же самое, но звучат менее дубово и бюрократично.
  • В прямых цитатах перечисленные слова могут оставаться.

Редполитика — должностная инструкция автора. Её не обсуждают. Если автор работает в компании, он соглашается следовать редполитике во всём. Не нравится — до свидания.

Хорошо написанная редполитика работает волшебно: автор сам бьётся над статьей, пока, по его мнению, она не будет соответствовать требованиям. Чем более зрелой и подробной будет редполитика, тем более качественные статьи будут отдавать авторы.

Составляйте редполитику не сразу, а по ходу работы с авторами. Если автор допустил ошибку, заносите её в редполитику и говорите автору: «Я описала этот случай в редполитике, см. пункт 3.2.5». Теперь ваши комментарии — это ссылки на новые или существующие пункты редполитики.

Если ваша компания следует принципам информационного стиля и презирает стоп-слова, добавьте в редполитику пункт о шкале Главреда:

  • Текст для сайта — не ниже 8 баллов по шкале Главреда
  • Проверка: glvrd.ru

Главред — не панацея, и после него статьи всё равно придётся редактировать. Но он помогает очистить текст от явного шлака. Автор будет редактировать статью до тех пор, пока уровень шлака не опустится до допустимого минимума. И тогда уже точно нужна редполитика, которая коснётся более сложных моментов.

Редактор имеет право вернуть статью на доработку, как только встретит несоответствие редполитике. Заготовьте для этого шаблон в почтовом клиенте:

  • Привет!
  • Не могу принять статью, потому что она не соответствует п. 3.2.5.
  • Пожалуйста, перепроверь, чтобы в статье всё соответствовало нашей редполитике: (ссылка)

Редполитика помогает перевести разговор из плоскости «нравится — не нравится» в плоскость «правильно — неправильно». Редполитика существует отдельно от редактора, это закон. На редполитику нельзя обижаться, с ней бесполезно спорить.

Если редполитика — закон, то редактор — это полиция. Редактор обязан строго следовать редполитике и так же строго спрашивать с авторов.

Редполитику удобно составлять в Гугль-документах: у редактора доступ на редактирование, у остальных — на чтение. Давайте ссылку на редполитику в вакансиях для новых авторов и тестовых заданиях. Так авторы будут заранее видеть, что их ждёт, и слабаки не будут отнимать ваше время. Хорошая идея — дать ссылку на редполитику на сайте, чтобы привлекать новых авторов и показать миру своё тщательное отношение к языку.

Редполитика — это частный случай принципа шаблонизации: «Если сделали что-то дважды, для третьего раза создайте шаблон». Этот принцип помогает безжалостно оптимизировать работу дизайнера, редактора, менеджера или переговорщика. Шаблоны — необходимое условие для масштабирования полезного действия.

Хороший редактор должен шаблонизировать свою работу, уметь управлять авторами, обучать их и выстраивать редакционный процесс. Управление проектами, людьми и собой — одна из дисциплин Школы редакторов.

P. S. Дата следующего набора в Школу редакторов пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Андрей Щербатых
27 мая 2015

Есть такая штука — ОСВК (обратная связь высокого качества). Это по сути формат рецензии, критики (в позитивном смысле) на какое-то дело, обращение, продукт. Работает волшебно — получая ОСВК человек окрылен и хочет делать больше и лучше.

Так вот, как правильно описал Максим — ОСВК дается от 4 позиции восприятия. Что это такое — существует 4 позиции
1) от первого лица (я, мое, мне). Основывается на ценностях, важных лично для того человека, который говорит
2) от второго лица (ты, тебе, твой или его, ему). Основывается на ценностях того лица, которому дают обратную связь, или на ценностях некоего конкретного третьего лица (клиента, начальника, сотрудника)
3) от третьего лица множественного лица (мы, нам, наш). Основывается на ценностях группы, коллектива
4) обезличенная, основывается на ценностях, важных для дела. Часто разновидностью 4 позиции является т. н. «экспертное мнение» — то есть непререкаемая, выявленная в процессе долгой дискуссии или большого опыта истина

Это не все, есть еще один небольшой секрет по формату обратной связи — пишите не только то, что плохо, а также то, что хорошо. То есть начинаете с «у вас хорошо получились такой и такой моменты, отлично сделано это». А потом уже (в положительной формулировке «что улучшить») говорите с чем там проблемы — «а вот здесь лучше сделать так и так».

Смысл говорить «что хорошо» в двух моментах — в том, что такой похвалой (даже просто констатацией факта) вы изначально поднимете настроение и вашу обратную связь захотят получать и будут даже просить, и в том, что человек точно запомнит что «это сделано хорошо» и в следующий раз применит свой опыт и сделает так же, сохранит эти хорошие приемы написания статей.

Только первая часть «что хорошо» должна быть искренней. Не обязательно значимой, не нужно искать «оскароносные» моменты, просто отметьте что хорошо. Главное — искренне. Будете привирать или перехваливать — перестанут читать и усваивать, появится недоверие. Будете искренними в этом — ваше мнение будут ждать и ценить, считая справедливым и точным.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как доказать клиенту, что предлагаемые им инструменты продаж плохие? Я следую всем принципам. Но когда пишу собственную статью, получается не так круто С чего начать создавать редполитику компании? Ваш инфостиль лезет изо всех щелей




Недавно всплыло

4 5 4 3