Артём
30 марта 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Что такое капитуляция?


В совете о компромиссах я написал, что у дизайнера, столкнувшегося с противоречием, есть три пути: компромисс, грубая сила и изобретательность.

Компромисс — это самое слабое из всех решений. Но что может быть хуже, чем пойти на компромисс?

Ещё хуже — капитулировать, то есть не пытаться разрешить, преодолеть силой или даже хотя бы как-то сгладить противоречие. В нашей волчье-овечьей метафоре — смириться с полной потерей овец.

  • В жизни

    Вы хотите попасть в другой город на автомобиле и уже проехали больше половины дороги. Вдруг на пути встречается бревно. Что делать?

Если вы решите повернуть назад, это и будет капитуляция.

В жизни сложно представить, что вы даже не попытаетесь объехать бревно. Но я слишком часто вижу, как дизайнеры, программисты и менеджеры отказываются от поиска решения, столкнувшись с минимальным препятствием в своих задачах.

Рассмотрим суть противоречия:

С одной стороны

Моя цель — попасть в пункт назначения. Мой автомобиль исправен, но если я продолжу движение и наеду на бревно, то он сломается.

С другой стороны

Автомобиль — дорогое имущество. Если я поверну назад, то он останется цел и невредим, но я не достигну своего пункта назначения.

Наша задача — попасть в пункт назначения. Полезное действие связано с дальнейшим движением. В бытовой задаче это очевидно. Не менее очевидны провал и разочарование, если повернуть назад. Поэтому первое, что мы попытаемся сделать — найти объезд или убрать бревно.

Полезное действие

Дальнейшее движение

Препятствие

Бревно

Мы занимаем в противоречии сторону, связанную с полезным действием. За бревном мы видим свою цель.

В профессиональных задачах выбор не так очевиден, противоречие выглядит симметрично и абстрактно. Ниже реальные примеры ситуаций и решений:

  • В бизнесе

    Агентство недвижимости хочет вырасти. Рассматривает возможность стать сервисом-агрегатором и увеличить число предложений. Но собственных менеджеров не хватит, чтобы отследить качество и красиво оформить слишком много предложений. Решение: не становиться сервисом-агрегатором.
  • В продвижении сайта

    Менеджер не знает, эффективны ли многолетние вложения в СЕО на сайте, приносящем прибыль. Но на рынке кризис и расходы нужно оптимизировать, чтобы не разориться. Решение: перестать платить за СЕО.
  • В разработке

    Программист сообщает клиенту и дизайнеру, что реализовать элемент дизайна нельзя. Решение: не реализовывать элемент дизайна.

Разберём противоречия, как на примере с бревном:

Полезное действие

Если стать агрегатором, то, возможно, доход агентства вырастет благодаря большому количеству сделок.

Препятствие

Если количество предложений вырастет, менеджеры не смогут их качественно обрабатывать, сервис и репутация пострадают.

Если поисковый трафик будет больше, сайт станет лучше зарабатывать.

Если бесконтрольно тратить деньги на СЕО и другие расходы с неизвестной эффективностью, сайт «уйдёт в минус».

Если добавить в проект элемент дизайна, он станет привлекательнее для клиентов.

Если программисты не смогут реализовать элемент дизайна, он не появится в продукте.

После такого анализа становится ясно, что все три решения из примеров — преждевременная капитуляция. Каждое из них связано с препятствием, а не полезным действием.

Директор агентства видит «бревно»: существующую в агентстве практику обработки предложений недвижимости. Но разве её нельзя изменить? Возможно, быть агрегатором — и не лучший вариант для его агентства, но своё решение директор принимает на основе видимого препятствия, а не анализа полезной цели.

Менеджер сайта видит проблему: непрозрачность расходов. Разве нельзя сделать их прозрачными, например сменив сеошника? Сайт имеет хорошие позиции в поиске, а решение менеджера никак не связано с их сохранением, наоборот, подвергает их риску.

Клиент и дизайнер не умеют программировать сами. Но откуда уверенность, что технические проблемы программиста неразрешимы (или даже не надуманы)? Отказ от планов без попытки разобраться и преодолеть сопротивление разработчика — преждевременная капитуляция.

Для каждого платья на сайте свадебного салона «Мэри Трюфель» дизайнер бюро задумал лаконичную страницу с фотографией и информацией о платье:

Было

В левом верхнем углу на логотипе действует ссылка к началу сайта. Но во время проекта за неделю до запуска стал очевиден перебор с минимализмом. Не хватает возможности вернуться в каталог платьев и перейти к его другим разделам.

На странице не предусмотрено места для меню. Ведущий дизайнер отвечает за срок запуска, паникует и предлагает запустить первую версию как есть.

Несмотря на то, что такое решение соответствует принятым в бюро принципам фиксированных дедлайнов и итеративной разработки,— это преждевременная капитуляция. Ведь вариант на стороне полезного действия даже не проанализирован:

Полезное действие

Если решить проблему с навигацией, посетителям станет удобнее перемещаться по каталогу салона.

Препятствие

Если переделывать дизайн и менять вёрстку страницы, дедлайн может быть сорван.

Как только дизайнер уделил полезному варианту две минуты, он сообразил, что в каталоге уже предусмотрен элемент для навигации по рубрикам — облачко с названием силуэта платья, «залипающее» в углу окна при прокрутке:


При нажатии на облачко появляется меню разделов каталога. Чтобы добавить такой элемент на страницу платья, достаточно сдвинуть в сторону модуль с текстовой информацией:

Стало


Эскиз нарисовали за пять минут и внедрили на следующий день.

Капитуляция — это уход от противоречия и отказ преследовать свою цель. Капитуляция оправдана, когда нет другого выхода: если пробоину в лодке нечем заделать, а воду не вычерпать, лучше покинуть судно. И, конечно же, не является капитуляцией отказ от одного решения задачи в пользу другого: мы капитулируем в задаче спасения лодки, но одновременно решаем по-другому задачу выживания.

Анализ решения начинается с «полезной» стороны противоречия:

сначала цель, потом бревно

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

P. P. S. Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Николай Яковенко
30 марта 2015

Как понять разницу между капитуляцией и отказом совершать заведомо невозможное действие, не имея на руках примера, что действие возможно?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как время и место связаны с разрешением противоречия? 17 Как разрешать противоречия без компромиссов? Часть третья 6 Как разрешать противоречия без компромиссов? Часть вторая 3 Как разрешать противоречия без компромиссов? 1




Недавно всплыло

4 У меня остаётся ощущение, что я идиот, «рассыпала бобы», но на конкретных ошибках не могу себя поймать 3 2 1