Артём
2 марта 2015
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Как разрешать противоречия?


Дизайнер начинает своё образование с правил, максим и законов, которые узнаёт от коллег, учителей, из книг и интернета.

Неизбежный этап взросления: дизайнер открывает для себя новое знание, которое противоречит его предыдущему опыту. Хорошо, когда:

кнопки большие информации много
интерфейс учитывает слабости человека интерфейса вообще нет
ссылки подчёркнуты в дизайне как можно меньше линеек и прочего визуального мусора
иллюстрации, заголовки, ссылки и текст аккуратно разделены между текстом, графиками и числами нет формальной границы
полезное действие максимально конструкция минимальна

Некоторые испытывают сильнейшую фрустрацию, и целиком отрицают либо старое, либо новое знание. Другие пытаются примирить свой опыт. Говорят, что правила придуманы для новичков — правда, неясно, почему новички должны работать иначе и до какого момента, вероятно, до первого противоречия. Что взрослый дизайнер полагается на некий «здравый смысл» — по всей видимости, скромный эвфемизм «мощного интеллекта». Что правила выполнять необязательно — правда, не уточняют, это когда очень хочется или когда не получается их соблюдать.

Иногда придумывают искусственные разграничители знаний, чтобы как-то примириться с противоречиями. Дескать, идеи Эдварда Тафти о повышении информативности работают только на бумаге, а на экране не действуют. Модальность в интерфейсах — зло, только не в графических редакторах или мобильных приложениях. Это психотерапия дизайнера, а не дизайн.

Но противоречия привычны для инженеров. При разработке техники постоянно возникают противоречия между скоростью и массой, температурой и прочностью, производительностью и потерями энергии. Противоречия не вызывают у инженеров сомнений в законах физики или искусственного разграничения знаний вроде «мощность для холодильников, а скорость — для автомобилей».

Работа дизайнера очень похожа на работу инженера. Противоречия и технические ограничения — дизайнерская рутина. Выигрыш в одном часто означает проигрыш в другом. Дизайнеру недостаточно улучшить параметр продукта, важно не ухудшить другие.

Те, кто разделяют эту точку зрения на Тафти, приглашаются изучить визуализацию бостонского метро

Дизайнер должен учиться осознавать и диагностировать противоречия. Бывает, требования клиента противоречат «правилам хорошего дизайна». В работе с людьми дизайнерские противоречия маскируются под проблемы общения, и у неопытных дизайнеров легко приводят к ссорам с клиентами. Они либо раболепно принимают любые команды клиента, либо портят с ним отношения, отказываясь слушать «ересь» и настаивая на единственном решении.

Эти ошибки кажутся противоположными крайностями, но в их корне общая причина — страх и неуверенность в себе. В первом случае исполнитель ведёт себя как ребёнок, боясь разгневить клиента или «спугнуть» проект-конфетку. Во втором — как бунтующий подросток. Такой исполнитель боится нарушить дизайнерский принцип, потому что не знает, как сделать лучше. Такой страх порождает совершенно безобразное поведение. Стыдно, но ваш покорный слуга совершил немало ошибок.

По-настоящему заботится о клиенте «взрослый». Профессионал не боится, cпокойно слушает и диагностирует противоречие:

  • Пример

    Клиент обращается к дизайнеру за небольшой задачей. Дизайнер оценивает работу, но клиент просит существенную скидку. На первый взгляд, это организационное противоречие. Что делать — потерять в деньгах или потерять клиента?

Опытный дизайнер постарается узнать подробности и переформулировать это противоречие в дизайнерское. Например, он может узнать, что клиенту для запуска проекта нужно решить много задач, и предстоят большие траты. Поэтому клиент опасается переплатить за небольшую подзадачу, с которой обратился к дизайнеру. Таким образом дизайнер переводит ситуацию «клиент — скряга» в задачу запуска проекта.

  • Ещё пример

    Дизайнер приносит клиенту макет, в котором названия иностранных продуктов транслитерированы в соответствии с русскими издательскими правилами и личными принципами дизайнера. Клиент требует использовать латиницу.

Если дизайнер начнёт защищать свою работу, рассказывая о преимуществах редакционной политики, клиент проявит безразличие к культуре языка, а дизайнер будет расстроен. Профессионал задаст вопросы клиенту и сформулирует дизайнерское противоречие: названия товаров должны быть написаны русскими буквами, чтобы удовлетворять издательским правилам, но должны быть написаны латиницей, чтобы не потерять позиции в поисковике.

  • И ещё

    Дизайнер приносит клиенту макет новой версии сайта, оформленный в соответствии с модными тенденциями плоского дизайна. Клиент требует вернуть тени, блики и мокрый пол, хотя в техническом задании написано «осовременить дизайн».

Клиенту совершенно наплевать, что дизайнер боится ударить в грязь лицом перед коллегами по цеху. Дизайнер убрал элементы, которые делали дизайн уютным и симпатичным. Дизайнерское противоречие: в модном дизайне нет места теням, бликам и мокрому полу, но дизайн должен оставаться тёплым и ламповым.

Противоречия сопровождают жизнь и работу. В фотографии при недостатке света возникают противоречия между чувствительностью матрицы и шумом на кадре, большой диафрагмой и малой глубиной резкости. Дизайнеры любят работать с большими экранами и любят путешествовать — возникает противоречие между диагональю ноутбука и его весом.

В пользовательских интерфейсах возникают противоречия между требованиями к размеру кнопок и их количеству на экране. На сайтах — между желанием продавать огромное количество товаров и необходимостью обеспечить по ним работоспособную навигацию. При открытии сети кафе — между желанием сделать всё исключительно хорошо и невозможностью находиться сразу в нескольких местах и выполнять работу за других.

  • А также

    Волки должны быть накормлены, но поголовье овец не должно пострадать.

О подходах к разрешению противоречий мы поговорим в следующих советах.

Неслучайно элементарные бытовые трудности приводят к распаду молодых семей. Техническая проблема проецируется на «плохого» супруга.

P. S. Это был понедельничный совет о решении дизайнерских задач. Хотите знать всё о полезном действии, разрешении противоречий, работоспособных системах, законах, приёмах и формулах? Присылайте вопросы.

P. P. S. Открыт набор в Школу стажёров до 24 июля или пока есть свободные места. Занятия с 28 августа.

 

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите о компромиссах 4 Как время и место связаны с разрешением противоречия? 17 Как разрешать противоречия без компромиссов? Часть третья 6 Как разрешать противоречия без компромиссов? Часть вторая 3




Недавно всплыло

7 Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 4 Кто ты? 1