Василий Карпов
1 февраля 2015

Максим! Что нужно знать редактору о заголовках и подзаголовках в статье? Как их правильно составлять?



Позволю себе посвятить этой обширной теме несколько ближайших советов.

Заголовок и подзаголовок помогают привлечь и направить внимание читателя. Статью с сильным заголовком интересно читать. Если у статьи логично и стройно оформлены подзаголовки, легко найти интересную часть, а статья не кажется неподъёмной. Заголовок — инструмент редактора.

Заголовок и подзаголовок должны быть контрастным на фоне основного текста: кеглем, начертанием или и тем, и другим. Благодаря контрасту мозг не может не прочитать заголовок:

  • Нельзя не прочитать
  • Благодаря контрастному начертанию заголовок бросается в глаза. Мозг оценивает окружение и понимает, что проще всего сейчас прочитать именно заголовок. Скорее всего, вы прочитали этот заголовок ещё до того, как начали читать совет. Так работает принцип контраста.

По содержанию заголовки бывают назывными и транзитивными. Назывной заголовок отвечает на вопрос «О чём тут сказано?», транзитивный — «Что тут сказано?»:

НазывнойТранзитивный
О курсе доллараДоллар отскочил на 0,3 копейки
Как мы ездили на каток в МосквуКаток — это ад
Результаты 2014 года
Рост выручки в 2014 году
Выручка за 2014 год выросла на 13%
Кто ворует пенсииПенсии воруют еноты

Назывные помогают читателю найти интересную часть текста, транзитивные сообщают главную мысль. Заголовки новостей транзитивные, потому что журналист спешит сообщить новость. Заголовки аналитических статей чаще назывные, потому что автор хочет, чтобы читатель заинтересовался и вдумчиво прочитал текст. Выбор типа заголовка — редакторское решение.

В информационных статьях заголовки могут быть как назывными, так и транзитивными, но одноранговые подзаголовки должны быть согласованы. Например, транзитивный заголовок и назывные подзаголовки:

Каток — это ад

В январе мы пошли на каток…

Мы ожидали, что…

Однако…

Парковка

Мы приехали на машине…

Найти парковку удалось…

Когда мы наконец припарковались…

С пятой попытки я таки нашёл автомат…

Очередь

Хвост очереди болтался…

Четыре часа спустя…

Прокат

У меня не было собственных…

После очереди на выдачу…

Таких денег у меня с собой не было…

Лёд

На льду…

Обратите внимание, как мозг мгновенно охватывает статью по заголовкам. Это естественное свойство ума: искать короткий путь. Когда подзаголовки согласованы и логично связаны с заголовком, появляется ощущение порядка.

Хорошо, когда заголовок и подзаголовок образуют связную историю:

На что государство тратит налоги

Каждый год мы платим…

Социальная политика

В эти расходы входит…

Защита людей

Полиция, спасатели, пожарные — государственные служащие…

Экономика

Чтобы экономическая система…

Государственные вопросы

Государство должно…

Ещё лучше, когда они образуют связную историю, согласованы между собой и связаны синтаксически:

Как работать удалённо

По данным Росстата…

Задать границы

Когда работаешь дома,..

Создать рабочее место

Одна из проблем удалённой работы — …

Вести учёт времени

Об удалёнщиках говорят, что…

Не курить

В офисе перекур — это…

Если в статье подзаголовки не образуют связную историю, что-то не так со структурой и логикой. Такое бывает, если автор пишет в режиме потока сознания:

Мои пятьдесят оттенков

Вчера мы с моим любимым пусиком ходили…

Ох уж эти киношники

Сначала я думала, что…

«Мистер Грей, постойте!»

А ещё я подумала, что…

Актёры, секс и секс с актёрами

После фильма мой пусик спросил…

Проблема этих статей только в том, что в них трудно разбираться. Если у автора блестящий стиль, а читатель заворожен каждым словом, он справится и с такой статьёй. Однако я советую не рисковать и сначала выстраивать стальной каркас статьи. Хуже не будет.

Плохо использовать в заголовках слова вроде вступление, заключение, итог и вывод. Это признаки вялой и беспомощной структуры.

В следующий раз поговорим о вложенных подзаголовках.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Закрыт набор в Школу редакторов.

 
Мы напишем вам, если освободится место или когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Вы согласны, что вопрос в лиде почти всегда вредит? Адекватны ли отзывы на сайте, если он посвящен не продукту, а специалисту? Расскажите о заключении Нужно ли редактору прокачивать себя в разных жанрах?




Недавно всплыло

1 Дизайнер — это булочник 3 Полезно ли оценивать клиентскую лояльность? 1 Как теория близости работает в интерфейсе? Часть вторая 1



© 2007—2016

Запрещённые слова
Пишите: artgorbunov@artgorbunov.ru