Кирилл Медведев
6 января 2015

Какой должен быть идеальный маршрутный указатель для трамвая?



Сегодня маршрутный указатель нужен, чтобы человек сел на нужный трамвай. Он должен быть крупным и хорошо читаться при разном освещении.

Этот так себе:

Челябинск. Цифра слабоконтрастна, а конечные подписаны на мелкой незаметной табличке

Другое дело:

Лондон. Динамический указатель позволяет вместо двух конечных подписывать только остановку назначения

Совсем круто сделать огромные цифры на всё лобовое стекло, прозрачные со стороны водителя:


Но даже такой указатель не идеален.

По определению, идеальный маршрутный указатель — это когда его нет, а функция выполняется. В метро это работает на большинстве линий: все поезда с платформы идут по одному маршруту, поэтому маршрут можно показывать на самой платформе. С трамваями сложнее: чаще всего на одной остановке останавливаются несколько маршрутов.

Городской транспорт будущего

В будущем с городским транспортом произойдёт примерно то, что стало происходить с лифтами.

Обычно ты сначала вызываешь лифт, а уже когда он приехал, жмёшь внутри на кнопку нужного этажа. Но в некоторых зданиях стала появляться другая система: ты сначала вводишь нужный этаж на специальном табло в лифт-холле, а потом тебе говорят, в какой лифт садиться. В самом лифте ничего нажимать уже не нужно. Это позволяет компьютеру более эффективно распределять лифты по зданию, потому что он заранее знает, кому куда надо.

Маршруты городского транспорта тоже станут динамическими. Говоришь часам, куда тебе надо. Специальный общегородской софт учитывает текущие пожелания миллионов людей и в реальном времени формирует оптимальные маршруты, чтобы все быстро добрались куда им хочется. Часы подскажут, когда выходить из дома, а на остановке постучат по руке, когда подойдёт твой трамвай (или автобус).

Чем меньше людей хочет куда-то ехать, тем дороже будет поездка. Появится аукционная система: чем больше ты готов заплатить за попадание в некоторую точку, тем быстрее система туда тебя доставит. Возникнет континуум транспортных средств от трамвая (большое, дёшевое, популярное) до такси (маленькое, дорогое, экзотическое).

Разумеется, планировщику маршрутов будет выгодно заранее предсказывать, куда вы захотите ехать. Поэтому он попросит доступ к вашему календарю. В какой-то момент вам даже не надо будет говорить, куда вы собираетесь ехать — система всё будет знать и так. Не хотите давать городской транспортной системе доступ к своему календарю? Не вопрос, просто ваши поездки окажутся дороже и медленнее, ведь у системы не будет достаточно данных для оптимизации. Тут как с Гмейлом: может и напрягает, что Гугль влезает в мою почту, но платной почтой пользоваться как-то неохота всё равно.

Если экономике не мешать, всё само сработает как надо. А чиновников, которые решают, какой маршрут куда пустить, можно будет распустить (поэтому они будут сильно сопротивляться введению такой системы ссылаясь на нужды пенсионеров и детей).

Короче, в будущем маршрутных указателей не будет.

P. S.

Я веду практический курс «Навигация в общественных местах». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Андрей Бородийчук
6 января 2015

Ещё приятно смотрятся иконки для узнаваемых объектов (аэропорт, вокзал). Пример из Братиславы (фото с http://imhd.zoznam.sk/):

Сидор Сидоров
6 января 2015

Давно увлекаюсь графикой и дизайном, давно читаю ваши советы. Здесь у меня два соображения.

В нью-йоркской подземке через одну станцию в одном направлении могут проходить по 2-3 линии. Соответственно, проблема указателей на поездах остаётся (обозначение линии, по которой идёт данный поезд). Там они обозначаются цветами и буквами, которые не всегда хорошо видны издалека.

Слишком уж у вас идеалистичная картина будущего. Я считаю, что создавать такие системы, как описанная вами, довольно опасно: взломав главный транспортный компьютер, какой-нибудь хакер способен парализовать одним махом целый мегаполис. О последствиях простых багов, лагов и прочих сбоев я промолчу.

Рома Власов
7 января 2015

Я активно пользуюсь различными видами общественного транспорта в Питере и, порой, оказываясь в незнакомом районе города, в котором надо добраться до какого-то места. Заранее смотрю на карту, запоминаю примерное расположение и точный адрес. Возможно, даже запоминаю пару маршрутов, которые мне нужны. Допустим, я стою на остановке, и та пара маршрутов почему-то задерживается. Проезжает огромное количество другого транспорта, и я безуспешно пытаюсь считать с табличек маршрут, представить его (в незнакомом районе с незнакомыми улицами) и понять, насколько этот вариант мне подходит.

Очевидно, сделать это непросто. И, мне кажется, очень сильно помогло бы такое решение. На табличке с маршрутом (что вешается сбоку), рядом с номером, такого же размера схематически наносить на карту маршрут движения. Чтобы беглого взгляда на вечерней дождливой остановке хватило, чтобы понять, уеду ли я хотя бы в нужном мне направлении, или это совершенно не то, что нужно мне.

Николай Кузнецов
16 февраля 2015

Для рельсового транспорта: табло на остановке с указанием маршрута и времени до прибытия.

Филипп Рябчун
3 марта 2015

В Питере сильно помогают маршрутные огни, но они требуют запоминания:
https://ru.wikipedia.org/…BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BE.D0.B3.D0.BD.D0.B8

Зато когда помнишь цвета своего маршрута, очень удобно.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.





Недавно всплыло

Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6 Кто ты? 1 Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 1