Пётр Головин
9 ноября 2014

Я заметил, что часто при редактировании вы меняете смысл текста. Например, из вашей статьи о лишнем подчинении:

  • Работы Оруэлла показывают нам то, каким могло бы стать наше общество → Оруэлл рисует будущее западного общества

Допустимо ли редактору менять смысл исходного текста? Где проходит грань между возможностями редактуры и неприкосновенностью авторского текста?



Приём редактирования из вашего примера полезен в первую очередь автору, а не редактору. Написать честно, точно, без брехни, огульных обобщений и передёргивания фактов — это работа автора.

Редактор может указать автору на проблему и попросить доработать текст:

  • Автор: Работы Оруэлла показывают нам то, каким могло бы стать наше общество
  • Редактор: Поясните, о каком обществе идёт речь. Читатель может подумать, что Оруэлл имел в виду будущее социалистического строя
  • Автор: Одной из актуальных проблем россиян является проблема растущего курса рубля
  • Редактор: Уточните, на основании чего эта проблема кажется актуальной. Возможно, вам помогут исследования ФОМ

Если редактор работает над клиентским текстом, он советуется с клиентом. Возможно, клиент не знал, что здесь нужны факты, а редактор его направил и сделал хороший продукт:

  • Клиент: Наши изделия обладают повышенной прочностью и прослужат вам дольше
  • Редактор: Насколько изделия более прочные и почему? В чём измеряется прочность? С чем её можно сравнить? Например, не сломается при падении с высоты 50 метров.
  • Редактор — не волшебная кнопка «сделать текст крутым». Он не может единолично менять смысл чужого текста. Но он, в отличие от автора, видит проблемы текста со стороны и имеет право отправить текст на доработку. В итоге именно редактор отвечает за качество.

См. также

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Открыт набор в Школу редакторов до 24 июля или пока есть свободные места. Занятия с 28 августа.

 

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Ко мне обращаются прямые конкуренты с предложением писать для них Как разорвать замкнутый круг начинающего? Это животное надо просто пороть кнутом К двум вопросам постоянно возвращаюсь




Недавно всплыло

4 Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6 Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 Расскажите об управляемости: программа 1