Майя Тёрина
28 сентября 2014

Максим, помогите советом. Я работаю редактором в профессиональном издании, связанном с бизнесом, финансами, бухучетом и законом. У нас есть определённые ограничения на длину заголовков. Иногда получается, что мы не попадаем в эту длину, и заголовки нужно сокращать.

Существуют ли универсальные принципы сокращения заголовков?



К заголовкам применяются те же принципы информационного стиля, что и к тексту статьи. Для примера разберём заголовки журнала «Главбух».

Сокращайте и уточняйте местоимения. Чаще всего они ссылаются на понятные из контекста сущности:

ДоПосле
Как составить декларацию по НДС за III квартал с учетом всех последних измененийКак составить декларацию по НДС за III квартал с учетом изменений 2014 г.
Каким способом вам лучше списать расходы в декларации — выгодным или безопаснымКак списать расходы в декларации: выгодно или безопасно
Денежно-неденежные названия наших городов и деревеньДенежно-неденежные названия городов и деревень

Используйте короткие и простые слова, удаляйте усилители:

Что предпринять, если у инспектора появились претензии к юридическому адресу вашей компанииЧто делать, если у инспектора появились претензии к юридическому адресу
«Моя подчинённая буквально рвётся дружить со мной. Как мне дистанцироваться?» «Подчинённая рвётся дружить. Как дистанцироваться?»
Просьбы инспектора, к которым лучше относиться с большой осторожностьюОсторожно: опасные просьбы инспектора
Когда и как предоставлять детские вычеты по НДФЛ работникам с нестабильными доходамиКак делать детские вычеты по НДФЛ работникам с нестабильными доходами

Сокращайте предлоги, союзы и вопросительные слова:

Про счёт 01 и первоначальную стоимость основных средствСчёт 01 и первоначальная стоимость основных средств
Как учесть рекламные расходы и не нарушить Налоговый кодексУчесть рекламные расходы и не нарушить Налоговый кодекс
Александр Елин о том, как выбрать аудитора и что общего у бухгалтера с инспекторомАлександр Елин: как выбрать аудитора и что общего у бухгалтера с инспектором

Избавляйтесь от ненужных сущностей и смысловой избыточности:

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодателиПеремены в работе, которые готовят чиновники
 Что изменится в работе
Когда сдавать и как заполнять новую пенсионную отчетность по форме СПВ-2Как сдавать новую пенсионную отчетность СПВ-2
Сколько денег из зарплаты можно удержать по исполнительным листам — наглядные примерыПримеры: сколько денег можно удержать из зарплаты по исполнительным листам
Наглядные примеры расчёта НДФЛ с отпускных, выданных сотруднику авансомПримеры расчёта НДФЛ с отпускных, выданных авансом
Пять жизненных ситуаций, когда отсутствие сотрудника на работе не считается прогуломПять ситуаций, когда отсутствие на работе не считается прогулом
Два способа исправить ошибки в сданном РСВ-1 — когда какой использоватьКак исправить ошибки в сданном РСВ-1
Девять частых ошибок, которые мешают сдать РСВ-1 с первого раза — как их избежатьДевять частых ошибок, которые мешают сдать РСВ-1
Как получить проценты с контрагента, который задолжал вашей компании деньгиКак получить проценты с контрагента-должника

Если в журнале название рубрики стоит рядом с заголовком, объедините их синтаксически. В примерах название рубрики — курсив:

Что нам будет, если…
«Оплатили командировку учредителя. Что нам будет?»
Что нам будет, если…
Оплатили командировку учредителя
Пять ситуаций, когда отсутствие сотрудника на работе не считается прогуломПять ситуаций, когда…
Отсутствие на работе не считается прогулом
Найдите ошибку
Определите, почему страховые взносы рассчитаны неверно
Найдите ошибку
Cтраховые взносы

Боритесь с формализмом. «Когда сдавать и как заполнять» ничем не лучше, чем «Как заполнять». Коллеги будут сопротивляться, дескать, вы понижаете информативность. Отвечайте, что задача заголовка — привлечь читателя к статье. Излишняя подробность, формализм и избыточность оттолкнут читателя.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Дата следующего набора в Школу редакторов пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

К двум вопросам постоянно возвращаюсь Всем нужна вычурная, пустая фигня без фактов и практической пользы Как выбрать стиль и тональность для нового СМИ?




Недавно всплыло

1 7 4 4