Паша Омелёхин
27 апреля 2014

Максим, расскажи, пожалуйста, как правильно написать текст с просьбой поддержать материально.

Например, есть стартап, а денег у него нет. Какой у стартапа должен быть текст на сайте (в любом другом месте), чтобы люди захотели перевести деньги, поддержать? Допустим, продукт реально хорош и есть, что поддерживать.



Пишите прямо, в мире клиента, конкретно и уважительно. Учтите стадное чувство. Помните, что текст — не панацея.

Прямо — то есть не заходя издалека. Типичная ошибка — начинать с того, какой у вас замечательный стартап. Читатель не дурак и быстро поймёт, к чему вы клоните. И далее будет воспринимать текст как манипуляцию, а не как общение на равных.

НетДа
Как вам наш сервис?
Вы пользуетесь нашим сервисом уже больше года. Мы сделали для вас… А еще мы с вами теперь почти как семья… В этой связи у нас к вам просьба…
Как поддержать сервис
Нашим бесплатным сервисом пользуется три миллиона человек. Чтобы поддерживать серверы и развивать продукт, мы собираем деньги…

Заходить издалека не запрещено, это сильный приём. Однако почти никто не умеет делать это тонко и деликатно. Мне нравится, как этот приём использует Том Уэйтс в песне Christmas Card From a Hooker in Minneapolis.

  • Проститутка пишет письмо своему бывшему возлюбленному Чарли. В первых пяти куплетах она рассказывает, как завязала с наркотиками, встретила жениха, как обрела тихое счастье в Миннеаполисе и иногда вспоминает о своём любимом Чарли.
  • До шестого куплета это открытка с трогательными подробностями её непростой жизни. А в шестом куплете: «Чарли, хочешь знать всю правду? У меня нет мужа, он не играет на тромбоне. Мне нужно занять денег, чтобы заплатить за адвоката. Меня могут выпустить условно-досрочно. Приезжай на День Валентина».

Хорошо в этом примере то, что сначала проститутка вызывает у Чарли искренние эмоции, затрагивает его самолюбие, вызывает романтические переживания, ревность, тоску по былым временам. И только потом переходит к просьбе.

Том Уэйтс сделал это смешно и элегантно. Если вы не уверены, что сможете так же, лучше не заходить издалека, а писать прямо.

В мире клиента — то есть с учётом в первую очередь интересов тех, у кого вы просите денег. Сформулируйте для себя, почему кто-то захочет вам заплатить. Люди расстаются с деньгами только для получения пользы или избавления от вреда. В чём польза? В чём вред?

НетДа
Нам нужны деньги на хостинг, обновление серверов и зарплату юристам.Мы хотим, чтобы сервис оставался для вас бесплатным, а ваши данные — неприкосновенными. Для этого мы должны оплатить размещение наших серверов в Исландии и оплатить работу юристов, которые защищают ваши данные от посягательств госорганов.

Говорите конкретно, сколько вам нужно денег и к какому времени. Не заставляйте пользователя мучительно принимать решение, сколько же вам пожертвовать:

НетДа
Пожертвуйте нам любую сумму, в любое удобное для вас времяЕсли до конца недели каждый наш пользователь пожертвует хотя бы 40 рублей, нам хватит денег на перемещение серверов в Исландию.

Уважительно — то есть без заискивания, ёрничания, заигрывания и фальши. Не пытайтесь обмануть читателя, засыпать его умными словами, показаться более умным или важным. Расскажите так, как вы бы рассказали близкому другу.

Учтите стадное чувство: человек склонен поступать так, как, по его мнению, поступают другие. Даже если это нежелательное поведение. Если хотите привести социальное доказательство, обращайтесь к положительным примерам, а не отрицательным.

НетДа
К сожалению, двое из троих наших пользователей не платили нам ничего, поэтому спустя четыре года наш сервис на грани гибели.К счастью, каждый третий пользователь уже сделал пожертвование, благодаря чему мы работаем для вас уже четыре года.

Помните, что правильный текст — не панацея. Если продукт полезный, пользователи будут давать деньги несмотря на плохой текст. Если продукт бесполезный, пользователь не захочет за него платить, даже если написать гениальный текст.

Неплохая идея — дополнить текст фотографией команды, показать видео об устройстве продукта, раскрыться перед читателем. Посмотрите, как устроены успешные кампании на «Кикстартере» и как просит денег основатель Википедии Джимми Уэйлс.

Подробнее о стадном чувстве рассказал Роберт Чалдини в книге «Психология убеждения»
P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Дата следующего набора в Школу редакторов пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Айрат Гафиятуллин
28 апреля 2014

Вот как мы собираем деньги на разработку приложения http://makemusicapp.net/ru/. Пока не очень успешно, будем дальше пробовать разные ходы. Возможно будет интересно как пример. Кажется, что с текстами у нас все нормально.


3 мая 2014

Айрат, классный текст и страница. Пожертвовал.

Саша Волкова
20 мая 2014

Вот у Кольты еще вариант: http://planeta.ru/campaigns/5411
Текст не крут, зато прикольные акции.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

К двум вопросам постоянно возвращаюсь Всем нужна вычурная, пустая фигня без фактов и практической пользы Как выбрать стиль и тональность для нового СМИ?




Недавно всплыло

Кто ты? 1 Начальник считает, что перед встречей нужно обязательно разработать несколько вариантов предложений 6 1 4