Наталья Яцкевич
29 декабря 2013

Здравствуйте, Максим и уважаемые советчики!

Поделитесь опытом: какие вопросы вы задаете заказчику текста перед тем, как начать его писать?

За несколько лет работы редактором у меня появился свой набор вопросов, которые я задаю. Интересно, какие вопросы задаёте вы.

Спасибо!



Для начала я анализирую аудиторию, цель и задачи текста.

Аудитория — это те люди, которым текст предназначается в первую очередь. Это те, кому мы полезнее всего в данной ситуации.

  • Чью проблему мы решаем наилучшим образом?
  • Что это за человек? Что он знает о нашем предмете? Чего он ещё не знает?
  • Что человеку важно в нашем предмете? Что его оттолкнёт и привлечёт?
  • Какие у него проблемы? В чём у него нет проблем?

Цель — это то изменение, которое произойдёт в мире читателя благодаря тексту.

  • Что нового читатель узнает из текста?
  • Какой вывод он сделает?
  • Что он запомнит?
  • Какое действие совершит?

Задача — это то, что мы сделаем с помощью текста, чтобы добиться поставленной цели.

  • О чём мы расскажем в тексте? Что постараемся объяснить?
  • О чём говорить не следует?
  • Какое действие мы предложим совершить?

Когда мы отвечаем на эти вопросы, получается такое понимание задачи:

Интернет-магазин телефонов

Мы продаём флагманские мобильные телефоны. Аудитория — занятые молодые мужчины. Нынешний мобильный телефон больше их не устраивает, и они ищут новый.

Наши клиенты хотят выбрать мощный, быстрый, красивый и престижный телефон с быстрым интернетом, чтобы не менять его как минимум полтора года. Им важно, чтобы телефон долго держал батарею. Им важно выбрать его за час, и чтобы телефон доставили сегодня вечером или завтра с утра, чтобы уже покончить с этим делом. Ещё у них нет времени настраивать телефон, поэтому они готовы заплатить, чтобы кто-нибудь им всё быстро настроил.

Контекст: чтобы найти такой телефон, они идут в интернет и изучают предложения. Сравнивают предложения от разных магазинов.

Задача: написать текст промостраницы, на которой будут представлены пять лучших телефонов 2013 года. Сравнить их по времени выхода, времени работы, скорости интернета, общим возможностям. Рассказать о скорости доставки и программе «Телефон + приложения».

Вклады в банке

Мы банк с продуктом «Пополняемые вклады». У нашей аудитории на зарплатных картах каждый месяц остаётся 30-40 тысяч рублей, которые они не успевают тратить. Они начинают думать, как бы им заработать на этих свободных деньгах.

Наши клиенты осторожные и рациональные, но это не профессиональные банкиры. Они хотят найти банк, в котором деньги не сгорят и принесут нормальную по рыночным меркам прибыль. Им важно, чтобы деньги были застрахованы. Им важно, чтобы у них был доступ к деньгам в течение года. Они рассматривают вариант регулярного пополнения вклада, если на это не нужно будет тратить по пол-дня. Они не торопятся и внимательно выбирают банк в интернете, сравнивая предложения и отзывы о банках. У них дома уже есть вся бытовая техника.

Задача: создать промостраницу о продукте «Пополняемый вклад». Привести полную таблицу тарифов, дать калькулятор доходности. Объяснить, из чего складывается доходность. Рассказать о системе страхования вкладов. Рассказать о способах пополнения (через интернет-банк) и снятия (в любом отделении, по паспорту). Не писать о том, что при открытии вклада на миллион мы дарим соковыжималку (идея нашего директора по маркетингу).

Служба ремонта ноутбуков

Мы круглосуточно ремонтируем ноутбуки. Можем отправить курьера за ноутбуком в три часа ночи и к десяти утра вернуть. Стоит это дорого.

Наша аудитория — люди, которые пролили на ноутбук напитки (80% ремонтов) или уронили ноутбук со стола, задев ногой провод (оставшиеся 20%). Они расстроены и хотят скорее вернуть ноутбук к жизни. Они открывают с телефона Яндекс и набирают «Срочный ремонт ноутбуков Москва». Им плевать на гарантию, удобные кресла в сервис-центре и на то, что мы авторизованные партнёры «Асуса». Им важно, чтобы ноутбук заработал как можно скорее, за любые деньги.

Задача — написать короткую убедительную страницу о том, как мы заберём, отремонтируем и вернём их ноутбук за 12 часов. Коротко, поэтапно, без хвастовства. Дать руководство о первой помощи: что сделать до приезда мастера. Заголовок: «Круглосуточный ремонт ноутбуков с доставкой». Телефон, форма для заявки. Под кнопкой «Отправить» — «Перезвоним через 10 минут». Цены на отдельной странице.

Без чёткого понимания аудитории, цели и задачи нельзя ни браться за текст, ни обсуждать его качество.

См. также вопросы Артёма Горбунова
P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Закрыт набор в Школу редакторов.

 
Мы напишем вам, если освободится место или когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Александр Дебкалюк
3 января 2014

Все эти вопросы и понимание задачи отлично подходят для проектирования продукта и любого другого вида дизайна.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Адекватны ли отзывы на сайте, если он посвящен не продукту, а специалисту? Расскажите о заключении Нужно ли редактору прокачивать себя в разных жанрах? Как себя представить?




Недавно всплыло

1 5 Как теория близости работает в интерфейсе? Часть вторая 1 Делаю визитку для хозяина автомастерской. Вторая часть 6



© 2007—2016

Запрещённые слова
Пишите: artgorbunov@artgorbunov.ru