Дмитрий Шишкин
16 сентября 2013

Как написать хорошее резюме?



По долгу службы я часто приглашаю на работу дизайнеров. Выбор нужного человека — это кропотливый поиск, безжалостная фильтрация, тонкая очистка и замер пробы. Со временем у меня появился набор формальных признаков, по которым я безошибочно отсеиваю «не наших» людей.

Я не рассматриваю всерьёз письма дизайнеров, содержащие:

Почему, кстати?
Вордовый файл с резюме. Офисные конформисты нам не интересны. А параметры, по которым мы ищем сотрудников, невозможно формализовать в анкету.
Архивированные портфолио. Дизайнер интерфейсов заранее представляет, как адресату придётся скачать, найти в папке, распаковать и посмотреть обычный архив, я промолчу о винрарном. Помолчим вместе о винрарном.
Портфолио с сайтами в ПДФ. ПДФ — это когда компьютер зачем-то притворяется тяжеленным многостраничным бумажным буклетом. Ещё можно понять у графдизайнера, но не у интерфейсника.
Как бы личный текст, в котором по ошибке упомянута другая компания. Во-первых, для меня важно, чтобы дизайнер хотел именно к нам, во-вторых, невнимательность — смертный грех для дизайнера, как плохой слух для музыканта.
Плакат A1 к дипломной работе в Институте дизайна и новых технологий. Изучение студенческих проектов с громоздкими текстами никогда себя не оправдывает, сколько ни брался. Хотя любую свою интересную работу можно и нужно показать по-человечески, хоть комикс про пельменя, нарисованный в третьем классе.
Cсылку на «фрилансер», «фри-ланс», «веблансер», «хабралансер» и «фигансер.ру». Во-первых, к фрилансерам мы относимся несколько настороженно, особенно играющих в этом спорте давно и всерьёз: с про-акаунтом, ставкой, статусом занятости и регалиями. Во-вторых, изучать на этих сайтах портфолио — удовольствие вроде поедания неочищенного кактуса. Если дизайнер так продаёт себя работодателю, как он будет продавать продукты клиента?

Некоторую настороженность у меня вызывают «дизайнерские» резюме в картинках — с инфографикой, описанием анатомии скелета и устройства мозга дизайнера, круговыми диаграммами творческого процесса, витриной игрушек Эпла, Адоби, Вакома и Кэнона. Иногда бывает весело, но в основном это повторяющийся креатив из «Британки». Возможно, там так специально учат, но мне непонятно, зачем дизайнеру, обращающемуся в дизайнерскую компанию, пускать лишнюю дизайнерскую пыль в глаза. Тут и так все из джаза, своим интуосом нас не удивишь.

Лучшее резюме дизайнера — его портфолио и рассказ. Простое текстовое письмо с искренней историей о себе и своих делах, ссылкой на работы или, на худой конец, подключённых к письму картинок без архивов.

Кто-то упрекнёт нас в надменности, но на деле эти правила — чистая прагматика. Сколько раз я делал исключения, столько раз пожалел об этом.

В лучшем резюме нет ничего от резюме.

P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Андрей Щербатых
16 сентября 2013

Действительно, спустя какое-то время вырабатываются стоп-пункты, по которым сразу понятно, что человек «не наш». Вы, как автор резюме, вряд ли их угадаете. Самое лучшее — это побольше узнать о компании, куда подаёте резюме. Лучшие кандидаты, которых мы взяли на работу, и при этом довольны ими и их работой — это те люди, которые целенаправленно хотели работать именно у нас и подавали резюме только к нам, а один человек — даже продолжил бомбардировать нас после отказа. Мы пересмотрели своё решение и довольны этим.

Пара общих моментов:

1) читайте текст вакансии, и если там просят что-то определённое (например не звонить, а сразу слать резюме, или обязательно приложить фото) — выполните просьбу. Это покажет, что вы внимательны и пунктуальны, что само по себе 50% дела;

2) прочтите побольше о компании из общих источников и в резюме что-нибудь упомяните не из вакансии (задайте вопрос, или скажите, что вот именно этот момент вам в компании нравится больше всего).

И ещё одно — отказ это почти всегда хорошо для вас. Отказывают ведь не только потому, что «кандидат не подходит», но и ещё потому, что «кандидат не справится с обязанностями». И если вы обманете руководство и попадёте на работу — всё равно уволитесь, т. к. это «не ваше». Это стоит понимать и не притворяться в резюме никем другим.

Дмитрий Мамаев
16 сентября 2013

Простое письмо с рассказом о себе действительно работает — с таким письмом меня брали на работу без собеседований и расспросов (единственный вопрос был о зарплате).

Если отдел кадров предпочтёт файл-перечень «родился-учился-работал» вашему рассказу — не беда: вряд ли стоит тратить время на работу в этом месте.

И, кстати, слово «резюме» также имеет значения «жизнеописание», «краткая автобиография», но не «список достоинств» или «перечень заслуг».

Виталий Кузнецов
16 сентября 2013

Изучите своего работодателя. Создайте резюме для него.

А если сделать шаблон, отправить всем и ждать — получите шаблонное приглашение от людей с шаблонными задачами.

Евгений Ширин
17 сентября 2013

Резюме — это повод для личного знакомства и не более того. Основная задача хорошего резюме — выделить соискателя среди конкурентов и получить приглашение на собеседование.

По опыту работы я выработал несколько требований к хорошему резюме:

1. Максимальный объем — одна страница. Информацию, изложенную на одной странице, проще воспринимать. Неважно, сколько у вас регалий и какой опыт — выделите основное, будут вопросы — задам при личной встрече.

2. Фотография + выделенные контактные данные. Хочется видеть потенциального сотрудника и не тратить время на поиск его контактов.

3. Персонификация. Я знаю, что одно и то же резюме рассылается в кучу компаний. Поставив в титуле название моей фирмы и мое имя, соискатель уже выделяется. Ему не жалко потратить две минуты, чтобы увеличишь шансы получить работу.

4. Конкурентные преимущества. Если кандидат не в состоянии кратко сформулировать, зачем он мне нужен, то он мне не нужен априори.

5. Пожелания к работе. Выбираю не только я, но и меня как работодателя. Если я не готов предложить минимальные требования кандидата, то зачем тратить свое и его время.

6. Объединить образование и опыт работы. Разрозненные блоки об образовании и опыте работы затрудняют понимание того, в какое время и чем именно занимался соискатель. По большей части, образование — это формальность, которая ничего не говорит о квалификации соискателя. А вот в опыте работы для меня важны обязанности кандидата, его достижения, средний уровень зарплаты и причина увольнения.

7. Визуализация. Графические образы воспринимаются куда проще и интереснее, чем сухой текст.

8. Интересы и увлечения. Сотрудник должен быть не только профессионалом, но и вписаться в команду. Исходя из интересов, уже можно составить представление о человеке.

9. Рекомендатели. Идеальный вариант, когда бывшие работодатели готовы вас рекомендовать.

10. Отсутствие грамматических ошибок. Резюме, как и визитная карточка,— это лицо человека. Если соискатель допускает ошибки в резюме, то представляю, что он может «наворотить» в работе.

В начале прошлого года я составил резюме для своей знакомой. В течение недели Маша нашла новую высокооплачиваемую работу в крупной компании.

Дмитрий Мамаев
18 сентября 2013

Евгений, безусловно, такое резюме выглядит интересным, но:
1. В обращении к Ивану Петровичу — пунктуационная ошибка.
2. Оно осталось формальным и сложным, хотя и выглядит весело.
3. Непонятны оценки языков по пятибалльной системе — каков же уровень на самом деле? Две звездочки это «двойка» в дипломе?

С другой стороны, возможно, все факты выложены формально намеренно: компании может нравиться стиль изложения из-за её размеров или статуса. Но обращение напрямую к генеральному директору такой компании вряд ли возможно.

И, конечно же, самое главное: это резюме показывает нужду с самого первого слова. Марией будет легко манипулировать. Помните: работодатель — лишь долгосрочный клиент.

Андрей Щербатых
19 сентября 2013

Евгений Ширин, классное резюме! Я бы взял на работу того, кто это резюме составил.

Я уже вижу из советов уважаемых советчиков, что многие путают в так называемом «формальном резюме» присущую ему информацию. Господа, «формальное резюме» отличается от «рассказа» тем, что оно а) построено целиком на легко проверяемых фактах и б) имеет определённые стандартные блоки.

Больше всего я мечтаю получить «формальное резюме» + мои требования (фото/ссылку на соцсеть, ожидания от работы). В резюме должен быть исчерпывающий фактаж:

1) общая информация — ФИО и дата рождения (могут быть возрастные критерии), место проживания (достаточно района, мне важно, как сотрудник будет добираться на работу), статус брака, статус детей;

2) образование (годы + названия вузов/факультетов — в моей сфере важно иметь формальное образование). Здесь же должны быть курсы семинары и прочее, причём это важнее собственно вузов;

3) опыт работы (начало, окончание, желательно выделить период, чтобы я не считал на калькуляторе, причина увольнения фактическая);

4) если есть — небольшой текст на 1 абзац (2-3 предложения) — почему заинтересованы в работе, нет — и не надо;

5) контактные данные — если вы не указываете телефон, вам некуда звонить (примерно 3% резюме приходят вот так, без номера телефона). Писать по почте и ждать ответа на него же никто не будет.

Мы проводим собеседования в три этапа (резюме, коллективное, индивидуальное), так вот проблема отсутствия фактажа настолько актуальна, что на коллективной стадии мы всем даём заполнить 15-минутную анкету с заранее забитыми графами. Реально опыта хватает настолько, что только просмотрев эту анкету (читай нормальное резюме с фактами) я могу с точностью 80% сказать, кто не подходит, а кого ещё можно послушать.

Просто «рассказ о себе» не работает т. к. его нужно читать весь (а резюме проверяется по формальным признакам, известным только работодателю, и затем либо летит в корзину, либо кандидат получает приглашение). Никто вменяемый по резюме на работу не принимает, это всего лишь повод пригласить или не пригласить вас на встречу (спасибо Евгению за правильно подмеченный факт). Резюме — это как визитка. Вы уже знаете о фирме, но вы же не будете на основании просмотра визитки сразу заключать с ними контракт?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что такое профессиональная этика? 3 Где грань между «ведущим» и «просто» дизайнером? 7 Как вы относитесь к ошибкам, которые вы допускаете в процессе работы? 8




Недавно всплыло

Кто ты? 1 Расскажите об управляемости: программа 1 7 1