Саша Комаров
12 августа 2013

Посмотрите, пожалуйста, дизайн продукта «Тайминг».

Наша цель — облегчить удалённую командную работу.

Пока что продукт позволяет легко конвертировать время и служит неким пультом управления (удобно поставить в док рядом с компьютером и смотреть, кто из команды доступен, а кто нет).

Скажите, по какому бы вы пошли пути, чтобы создать из того что есть сейчас минимальную работоспособную систему. Мы выбираем пока из двух направлений:

  1. Углубляться во всё, что связано с разницей во времени и вызываемых ей неудобствах (например сделать, чтобы можно было легко назначать встречи, предсказывать доступность коллег)
  2. Превращать тайминг в инструмент общения команд — добавлять общую ленту, разбивку на команды/комнаты, а впоследствии — чат и видеоконференции.

Понятное дело, что в будущем все будут пользоваться таймингом вместо интернета и запускать с его помощью космонавтов на Луну. Но вот что бы вы сделали на нашем месте, в ближайшие, скажем, пару месяцев?



Саша!

Команда бюро работает распределённо уже больше четырёх лет, до этого два года в смешанном режиме. И я не могу представить себе, зачем мне бы захотелось поставить рядом с компьютером напоминание о часовых поясах Ильи Бирмана и Коли Товеровского.

Следует признать, у нас нет коллег в Гренландии, Аргентине и Японии, однако я бы предложил подумать вот о чём.

Коллеги уже инвентаризированы и компьютеризированы в виде адресов бюрошной почты, Бейскемпа и Скайпа. Последний, кстати, показывает местное время каждого скайпера. Даже если бы у нас были коллеги в земной противофазе, нужна очень хорошая причина, чтобы завести ещё одну адресную книгу.

Сначала я предлагаю определить полезное действие. Что продукт делает? Почта помогает передавать информацию, Бейскемп — вести проекты, Скайп — проводить встречи. Польза настолько велика, что мы готовы платить за неё деньгами и ведением отдельных адресных книг.

Что делает «Тайминг»? Весёлый ролик начинается со звука Скайпа (забудем на время, что Скайп прекрасно показывает время у собеседника) и обещает, что мы больше не будем звонить людям, когда они принимают душ, огуречную процедуру, едут на велосипеде, ведут машину или делают хирургическую операцию. Ролик очень смешной, но находится в противоположной точке от правды.

Во-первых, все эти «неудачные моменты» не привязаны к часам. Во-вторых, чёткое соблюдение рабочих часов при распределённой работе имеет мало смысла, синхронность противоречит её сути. Если вам нужна гарантированная доступность в рабочие часы, сядьте в одном офисе. «Ресурс» работает по другим правилам.

Единственный полезный сценарий, который я могу себе представить — это назначение встречи. Тяжело высчитывать будущее время в Тель-Авиве или Торонто, почему-то часы на Айфоне, «Календарь» и Скайп не умеют этого делать. Но как раз тяжелее всего, когда назначаешь встречу с новым клиентом, а не привычным коллегой. Значит, мне понадобится либо сходить за Айпадом и завести нового человека в вашем приложении, либо произвести арифметическую операцию в уме. Не слишком радостный выбор. Кажется, проще дождаться, когда в «Календарь» добавят часовые пояса.

Бывают успешные узкие продукты для широкой аудитории или широкие продукты для узкой аудитории. Но узкий продукт для узкой аудитории — это Маргинал Маргиналович. Может быть, такой имеет смысл сделать для себя.


На десерт — принятый в бюро телефонный и скайповый этикет, благодаря которому вас не постигнет участь героев ролика «Тайминга».

Сбрасывать звонок красной кнопкой на мобильнике и в скайпе неприлично. Это напрягает любого звонящего, независимо от ваших отношений.

Если вы не можете подойти к телефону, просто проигнорируйте его. Это будет означать, что вы сейчас не можете подойти. Чтобы звонящий телефон не мешал вам самому, достаточно отключить звук, не сбрасывая звонок. На всех телефонах это делается одним движением. А скайп я рекомендую настроить таким образом, чтобы он звонил ровно один раз.

Перед звонком по скайпу спросите у человека чатом, удобно ли ему сейчас пообщаться. Скайп — не телефон. (Заметим, что Айфон тоже давно не телефон, и вторгающаяся модальность входящего звонка сегодня выглядит неуместно).

Звонить по скайпу и телефону дольше шести гудков не комильфо, дольше десяти — признак истерии (кроме случаев, когда вы звоните собственной бабушке). Считать гудки, конечно, не надо, — это признак навязчивых состояний :-)

Если вы не хотите, чтобы вас беспокоили в скайпе, включите режим невидимки или вообще отключитесь. Ничто так не бесит, как зелёная блямба с красным кирпичом. Она означает «я здесь, а вы идите в задницу».

Скайп — наше главное средство общения. Ваш текстовый статус видят ваши коллеги и клиенты. Это означает, что не стоит туда писать, что вас достала работа или вы тяжело больны. Примерный аналог такого статуса в реальном мире — бумажка над вашим рабочим местом. Там можно шутить, веселиться, твитить, всё что угодно — с уважением к окружающим.

P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Артём Проничкин
12 августа 2013

Признаться, я удивлён вашим «скайпово-телефонным» этикетом. Мне кажется нелогичным придумывать свои правила вместо уже существующих функций, решающих чётко очерченные задачи.

Поясню на примере. Статус «не беспокоить» — это не демарш и не такой тонкий способ послать в задницу. Это не более чем обозначение того, что ты в сети (и, вероятно, занят). Но по каким-то причинам не готов общаться. (Например, показываешь презентацию).

Чем это принципиально отличается от «режима невидимки», и почему эти состояния нельзя подменять друг другом? Именно тем, что ты явно в сети — и за рабочим местом.

Человек, который сейчас в офлайне (невидим) — вероятно, в дороге (или, действительно, в душе. С такой жарой, как сейчас, хочется бегать туда каждые пару часов). Это важно, потому что его голос не учитывается при выяснении оперативных вопросов. К примеру, если я планирую перезагрузить сервер или внести блокирующее изменение в проект. Однозначно подразумевается, что такому человеку прямо сейчас я не помешаю. Не нужно тратить время на выяснение его истинного местонахождения и занятия. В конце концов, такие попытки могут оказаться по-настоящему конфузными.

Если же человек в «не беспокоить» — наоборот: без его согласия никакие изменения вносить нельзя. Потому что весьма вероятно, что он именно сейчас работает над важным этапом проекта, который нельзя прерывать. Или, опять же, демонстрирует его кому-то.

Не случайно, наверное, в корпоративной программе IM (которая изначально разрабатывалась с расчётом на командную работу, а не на дружеский трёп) вообще не предусмотрен режим «невидимости». Вот «Do not Disturb» — очевидно, есть. Даже такая странноватая вещь как Appear Away есть. А вот никакого Appear Offline нет. Хочешь быть в оффлайне — будь в нём. Но только честно.

(Скриншот из программы Microsoft Lync 2013, которая входит в некоторые издания «Офиса». Не исследовал, как дела обстоят у конкурентов. Но пример достаточно красноречив сам по себе).

Таких ситуаций может быть множество. Я не согласен с тем, что надо навешивать свои ярлыки на те функции, которые уже существуют. И отказываться от них только потому, что у кого-то возникают негативные коннотации.

Или — вот обратный пример. Есть правило, которое позволяет сэкономить пару минут при разорвавшемся телефонном разговоре. Оно прекрасно как раз тем, что технологического способа разрешить проблему нет. Поэтому возникает необходимость в некой условности: договорённости, которую заведомо принимают оба собеседника. Например — перезванивает всегда тот, кто звонил первым. Таких правил тоже может быть много, и от них польза несомненна.


P. S. И чего предрассудительного в том, чтобы в статусе написать о том, что ты болен? (Если это, конечно, соответствует действительности).


1 сентября 2013

Артём!

Умение Скайпа «палить» присутствие человека за рабочим местом в принудительном порядке нам совершенно чуждо. Это примерно то же самое, что принудительные отчёты о получении электронных писем. Если такое когда-нибудь появится, я в тот же день перейду на другой способ коммуникации.

Поэтому режим «невидимки» — это единственный возможный, интеллигентный, эмоционально нейтральный способ соблюсти личное пространство, не выдавая никакой лишней персональной информации. Статус «не беспокоить» отличается принципиально — он сообщает и о присутствии человека на рабочем месте, и о его нежелании общаться с кем-либо. Ту мач.

Что касается ситуации с перезагрузкой сервера и внесения изменений — на мой взгляд, слишком легкомысленно полагаться на статусы Скайпа. А если человек работает, но выключил скайп? А если перегружает компьютер? Если вы хотите переложить проблему и ответственность на коллегу («сам виноват, что в офлайне, я честно посмотрел статусы»), то по такой логике он и за статус невидимки пусть отвечает, дундук. Если же вы хотите взять ответственность за возможные проблемы на себя, то не стоит полагаться на какие-то призрачные статусы.

А чтобы ваши статусы не были призрачными, надо ввести фашизм, приковать ногу цепью к столу и автоматически отслеживать движения и показатели жизнедеятельности сотрудника.


P. S. Насчёт болезней — в бюро не принято жаловаться на сопли и разболевшиеся колени. Это деморализует команду. Статус всегда воспринимается как сообщение о жизненном настрое, это не средство уведомления коллег в проекте, тем более он постоянно висит. Сказал кому надо и ладно.

Саша Комаров
12 августа 2013

Спасибо большое, Артём, за то что потратили время и подробно написали.

Я с вами в принципе согласен:
«Бывают успешные узкие продукты для широкой аудитории или широкие продукты для узкой аудитории. Но узкий продукт для узкой аудитории — это Маргинал Маргиналович. Может быть, такой имеет смысл сделать для себя.»

Пока что, действительно, «Тайминг» — это Маргинал Маргиналович «для себя».

Нам он при этом нравится (правда, скажу честно, лень бегать за айпадом — поэтому мы делаем Мак-версию), по достоинству его смогут оценить только те, кто работает на разных континентах. Когда разница во времени может быть в «днях», а не в часах, когда у тебя сегодня, а у кого-то уже завтра или ещё вчера.

Вряд ли «Тайминг» станет успешным в том виде, в котором он есть сейчас. Поэтому, собственно, мы и спрашиваем совета, пробуем, экспериментируем.

Миссия, которую мы для себя определили в контексте «Тайминга» — создавать инструменты, которые позволят большему количеству коллег и клиентов работать и общаться удалённо с большей эффективностью. Если короче — не словом, а делом нести идею удалённой работы в массы.

Мы верим в то, что несмотря на все очевидные минусы, в удалённой работе столько плюсов, что в будущем 80% (или 90%, или 99,9995% — от балды пока) людей будут работать удалённо. Мы хотим помочь этой «революции» состояться быстрее.

Возможно, «Тайминг» — это вообще шаг не в ту сторону, но у нас есть совершенно определённая боль, которую Тайминг убирает. Поэтому нам он показался хорошим началом.

Вот ситуации, когда мы обычно используем «Тайминг»:
Быстро окинуть взглядом всю команду и понять, кто доступен, а кто нет и сразу пообщаться с тем, кто доступен.
Понять, когда (через сколько) ты сможешь поговорить с коллегой.
Назначить встречу так, чтобы всем было удобно (это в бете пока, скоро выпустим).


Я бы хотел пригласить всех читателей к разговору: расскажите, работаете ли вы удалённо, какая у вас география, где коллеги, где клиенты? Какие проблемы вы испытываете при удалённой работе. Какие существующие продукты вы используете. Что самое сложное для вас в удалёнке?

Основная наша боль, например: не чувствовать себя командой. Все эти скайпы, бейскампы, джиры и хипчаты настолько сильно заточены под работу, бизнес, эффективность, что не остаётся места чему-то человеческому.


P. S. Методология «Анти-ресурс» — каждый доступен вообще всегда.
https://www.sqwiggle.com (у меня мурашки от этого по коже, но в некоторые моменты, например перед релизом нового продукта, действительно крутая штука)

P. P. S. Вот ещё «анти-ваша» методология и тренд — вместо качественной постановки задачи + долгого периода работы по отдельности — постоянная коммуникация по минуте и меньше:
http://blog.sqwiggle.com/…of-remote-work-one-minute-or-less-video

Мне кажется, истина где-то посередине.

Александр Дебкалюк
12 августа 2013

Я бы использовал что-то подобное для того, чтобы, скажем, назначить встречу на утро понедельника с коллегами на восточном и западном побережье Америки. Их утро. Чтобы и Сан Франциско и Нью Йорк уже были на работе.

Сценарий, при котором мне интересно узнать, который у кого час в данный момент второстепенный, но, возможно, тоже немаловажный. Пригодится, чтобы собрать встречу оперативно или быстро переговорить с человеком.

В Скайпе докапываться до текущего времени собеседника неудобно — сужу по тому, что никогда этим не пользовался, хотя и работаю постоянно с людьми из разных стран.

Яков Шаповалов
12 августа 2013

Справедливости ради, в Айфоне входящий звонок давным давно не модален. Можно нажать кнопку «Домой» и продолжить заниматься тем, чем занимаешься. Можно предварительно отключить звук, нажав однократно кнопку питания.

Ну и «Не беспокоить» тоже весьма хорошо помогает (входящие вызовы будут отбиты).


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как вам новости о том, что «Бест-бай» отменяет ROWE? 5 Расскажите об управляемости: программа 1 Расскажите об управляемости: обратная связь




Недавно всплыло

У меня остаётся ощущение, что я идиот, «рассыпала бобы», но на конкретных ошибках не могу себя поймать 3 4 4 7