Алексей
6 мая 2013

В бюро есть «ведущий дизайнер» и «дизайнер». Как распределяются обязанности между ними при работе над одним проектом? Где грань между «ведущим» и «просто» дизайнером?



Алексей!

  • В прошлом году мы ввели в бюро систему «горы знаний». Система основана на простой идее, что профессиональный путь дизайнера имеет вертикальную ориентацию. Чтобы постоянно двигаться вверх, дизайнер должен:
  • изучать, осваивать и рационализировать своё дело, штурмовать гору знаний;
  • запускать в жизнь рабочие проекты, а не музейные экспонаты;
  • выращивать учеников и преемников.

Интуиция часто помогает дизайнеру найти решение и даже спасти проект. Но путь к интуитивному решению невозможно повторить, поэтому от него мало прока для дизайнерского опыта и дисциплины. Другое дело рациональные знания — им можно научиться и научить. Дизайнер, получивший знание, сильнее дизайнера, наткнувшегося на решение в подсознании.

Без жизненных проектов любые находки дизайнера останутся гипотезами. Поэтому проектная система бюро направлена на производство и дедлайны.

Мы ценим свои знания и не хотим похоронить их вместе с собой. Ученики — единственный способ передать практическую систему дизайна. Самый талантливый дизайнер без учеников в лучшем случае вдохновит других новой формой или идеей, но его ход мысли, дисциплина, система поиска решения задач останутся при нём. И самое главное — дизайнер без учеников и помощников сам не перейдёт на следующий уровень профессии, ограничит свою плодотворную карьеру годами молодости. Когда силы кончатся, он уйдёт в неизвестность.

Новая система визуализирует гору знаний, которую штурмуют бюрошники. Каждый бюрошник получает статус, соответствующий его знаниям, и наставника. Каждый статус предъявляет требования к умениям дизайнера и его роли в бюро. От каждого ждут ежегодного прогресса.

Система уровней страхует дизайнера от «иллюзии альпиниста». Иногда альпинисту кажется, что вершина почти покорена, и он заранее сдаётся, не догадываясь, что это всего лишь пик, скрывающий настоящую вершину горы. Бюрошные дизайнеры знают, какой путь они прошли и что им предстоит дальше.


Ниже я привожу описание уровней, с которым мы знакомим новичков.

«Принцип следующего часа»: когда десять часов, на самом деле идёт одиннадцатый. Когда бюрошник получает статус, он уже умеет всё, что для этого необходимо, и начинает соответствовать следующему статусу.

Стажёр

Новичок в бюро — это хороший дизайнер из интернетов. Хотя бы чем-то удивил в работах или тестовом задании.

Читал самое главное: Раскина, Тафти, Кемпа, слышал о законе Фиттса (иначе отправляем на дочитку).

Выказывает турбонапор с самого начала (десять раз переделывает тестовое и рабочее задание, упёрт с первых задач).

Первый навык, которому обучается: принцип «делать ≠ сделать», кто кого ищет при работе над задачей, разрешение противоречий между сроком и качеством за счёт изобретательности, гибкого функционала, а не за счёт жертвы сроком, качеством или личным временем.

Дизайнер

Боевая единица бюро, спецназовец.

Самостоятельно ищет или запрашивает у клиента необходимую информацию.

Читал всё, знает всё, не меньше. Не бывает дизайнера-бюрошника, который не прочитал Тафти, Харровера или тем более Раскина.

Полностью владеет идеологией полезного действия, мира клиента, переговоров, триза, интерфейса-зла, Раскина, Тафти, Харровера.

Базовое практическое умение — вёрстка. Это основной рабочий инструмент.

Эстетика — важен мейнстрим, кнопки, тени, типографика, но возможны допумения: иконки, каллиграфия, гравюры, техдизайн, ретушь.

Участвует во всех встречах с клиентом, в теме полезного действия и сроков проекта, сам решает небольшие вопросы с технологами и клиентом.

Имеет хотя бы один личный проект: блог, сайт, сообщество, продукт.

Ведущий дизайнер

Командир отряда спецназовцев.

Олицетворяет бюро в глазах клиента, от продажи до запуска. Разруливает все отношения с клиентом, отвечает за них.

Знает всё о сроках, пишет предложения клиентам, планирует итерации, управляет проектом.

Решает задачи — проектирует и создаёт реальный продукт. Отвечает за полезное действие (всегда помнит), срок и качество. Отвечает в нём за каждую кнопку и запятую.

Работает с исполнителями клиента, дрючит их, воспитывает их, растит.

ФФФит.

Выбирает и контролирует исполнителей в бюро, делегирует задачи.

Имеет личные проекты, ЖЖ, ведёт рубрику в Советах.

Арт-директор

Волшебник.

Не знает о сроках (только если ведущий скажет), никогда не фигачит проекты своими руками.

Всегда знает дорогу, миссию, полезное действие.

Конечный, но не главный контролёр качества. Главный — ведущий дизайнер.

Помогает выбрать стиль, эстетику, правильный жанр, усилить эмоции и впечатления.

Направлятель из тупика в задачах, даёт подсказку.

Не смиряется с говном, всегда давит против сроков и по сути — против ведущего дизайнера.

Идеолог, учитель, ведёт курсы и семинары, пишет книги, открывает новые области знаний и направления развития.

Запускает личные и бюрошные проекты, ЖЖ, Советы, курсы не только свои, семинары, Пуфики, книги.

Советы о системе фиксированных дедлайнов и дизайнерского управления разработкой «ФФФ»
P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Юля Матюнина
7 мая 2013

А что за Харровер, которого читал каждый дизайнер? Напишите, пожалуйста, английскую фамилию или название книги.


8 мая 2013

Тим Харровер, «Настольная книга газетного дизайнера»: http://www.amazon.com/…Handbook-Harrower/dp/0072996692

Я очень жалею, что эта книга не попалась мне десять лет назад. Конечно, приложение газетных принципов к экранному дизайну не прямолинейное, а вкус к типографическим декорациям у Харровера американский (то есть так себе). Но это база, учебник, азбука вёрстки — у Харровера железная рука в компоновке и суперразжёванные однозначные объяснения.

После Харровера можно выкинуть бесполезные для практического обучения книги о швейцарской сетке. Ну или переставить их на полку для вдохновения.

Сколько бы мы ни говорили о проектировании сценариев, интерфейсе-зле и невидимых интерфейсах, макеты — наш повседневный продукт. Поэтому вёрстка — базовый инструмент дизайнера.

Дмитрий Шишкин
27 мая 2013

Если каждый дизайнер читал Тафти, то каждый дизайнер знает английский язык?

Вадим Юмадилов
29 мая 2013

Артём, а «Настольную книгу газетного дизайнера» на каком языке лучше прочесть? Много ли смысла потерялось после перевода на русский?


28 июля 2013

Вадим, «Настольную книгу» можно читать в любом переводе и качестве.

Тафти — только в оригинале и на бумаге. ПДФ и все попытки перевода ущербны.

Дарья Белоус
2 августа 2013

Скажите, пожалуйста, какую книгу Тафти вы имеете в виду? Очень заинтересовала!

Саша Сергеев
26 июня 2014

Иностранные языки должны знать не только дизайнеры. И пока Тафти жив, лучше всего читать его книги после его же личной подачи: http://www.edwardtufte.com/tufte/courses

Артём! Огромное спасибо за такие секреты. Как другие сотрудники бюро вписываются в структуру?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Что такое профессиональная этика? 3 Как написать хорошее резюме? 6 Как вы относитесь к ошибкам, которые вы допускаете в процессе работы? 8




Недавно всплыло

4 Как флексить. Отступить от идеала 2 Столкнулся с проблемой, когда долго общаешься с клиентом, и потом выясняется, что его не устраивает порядок цен. Часть 1 2 4