Никита Кожин
15 апреля 2013

Можно ли, по вашему мнению, в договоре на разработку сайта добавить такой пункт, что срок разработки увеличивается пропорционально времени на согласование дизайна? То есть на всё остальное по ТЗ нужно, к примеру, шестьдесят дней, и там же дописать, что исполнитель вправе увеличить сроки разработки вследствие долгого принятия макетов.

Вопрос связан с грамотной формулировкой этого пункта в договоре, и, вообще, нормальная ли практика вносить такие вещи в договор? Спасибо.



Никита!

Ваш вопрос кажется мне настолько фундаментальным для организации дизайнерской студии, что я перехватил его сразу из клиентской и юридической рубрик «Советов».

Кто оплатит вашим сотрудникам время бездействия, на которое вы так легко соглашаетесь продлить проект?

Формулировка, о которой вы говорите, кажется дизайнерам комфортной и безопасной. Звучит прекрасно: мы не несём ответственность за срок, если клиент затягивает согласование.

Первая проблема в том, что этот пункт в договоре не избавит вас от ответственности за выплату зарплаты коллегам. Неконтролируемое, бесконечное согласование — это яд, который способен убить вашу студию.

В какой-то момент вы съедите платежи по проекту и возьмёте аванс за новый проект. Ваши дизайнеры по-прежнему заняты старым проектом, но станут есть уже «новые» деньги. Уволить дизайнеров вы тоже не сможете, иначе останетесь с двойными обязательствами. Это финансовый кризис.

Вторая проблема в том, что вы снимаете с себя ответственность лишь формально. Вы пообещали клиенту сделать сайт за три месяца, он вам поверил.

Конечно, вы знаете, что клиенты склонны к долгому обсуждению, и сделали оговорочку: срок зависит от согласования. Теперь всем должно быть ясно: вы не виноваты, что клиент прокомментировал дизайн на два дня позже, не достучался до своего директора, ушёл в отпуск.

Но за проектом пришли именно к вам. Клиент растягивает проект, не отдавая себе в этом отчёта. Безобидные перерывы на согласование и ожидание оплаты быстро и незаметно превысят время полезной работы:

Зелёные островки — полезная работа, промежутки — согласование.

Неконтролируемое согласование отравит проект, ослабит боевой дух команды с обеих сторон, оттянет выход продукта. Как вы думаете, к кому придёт директор с вопросом, какого чёрта сайт делается уже больше года?

Жизнь в бюро наладилась, когда мы выкинули из договора фразу «согласование не включено в срок проекта» и заменили её на фразу «согласование включено в срок». Календарные даты в договоре — путь к здоровой студии, проектам и отношениям с клиентами.

Ответственность за то, как будут устроены ваши проекты, несёте только вы. Как и за всё в жизни.


Возможно, правильный ответ — не к вам, а сразу к своему юристу. И тогда об отпуске менеджера клиента вам придётся рассказывать уже в суде.
P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Данила Статиевский
15 апреля 2013

И что, как вы на практике решаете ситуацию, когда показываете клиенту дизайн, а он отвечает, что директор на выставку улетел и будет через неделю? Получите вы ответ дней через десять (директор же по возвращении занят и ему не до сайтов каких-то). При этом говорите, что срок неизменен и календарный план нерушим. Вы будете оплачивать своим дизайнерам двойную ставку за ночные смены? Или как вы срок-то выдержите? Ответье полнее, с кейсами, пожалуйста.

Никита, более правильным было бы решение не «продлять» срок проекта, а «приостанавливать по нему работу». Т. е. клиент не ответил по макету в течение трёх отведённых дней. ОК. Занимаемся другой работой, при получении ответа от клиента сообщаем ему срок, когда мы сможем вернуться к работе — допустим, через неделю. Или через два месяца.

Второй вариант чуть похуже. Писать в договоре, что отсутствие конструктивных замечаний в течение такого-то срока обозначает утверждение этапа. Таким образом можно двигаться по проекту без стопоров. Но это может привести к конфликтам с клиентом.

Николай Аникеев
15 апреля 2013

Как в этом случае обязать клиента соблюдать сроки согласований? Прописывать сроки согласования в договоре?

Всеволод Рудой
15 апреля 2013

Был дизайнером в подобных ситуациях. Обычно работа идёт одновременно над несколькими проектами, и «простои» клиентов чередуются. Затруднения скорей из рода психологических.

Когда ответ от клиента таки пришёл, приходится оживлять в памяти первоначальный замысел и заходить на новый этап переговоров, чтобы объяснить, какие правки будут выстрелом себе в ногу, а какие имеет смысл попробовать воплотить.

Когда частота чередования большая, постоянные «переключения» выматывают. Но, с моей точки зрения, в подобные чередования стоит ввязываться, если достаточно хорошо налажен диалог с клиентом и команда на высоте, иначе будет море дополнительных проблем:
— Наложения дедлайнов — вдруг одновременно одобрены одновременно два-три проекта и их надо одновременно запустить.
— Определённые периоды в году, когда клиенты отвечают быстро и не затягивают — например, перед Новым годом — превращаются в пытку.
— Менеджер играет в свою игру, назначая и обещая сроки без согласования с командой.

Андрей Щербатых
28 апреля 2013

«И что, как вы на практике решаете ситуацию, когда показываете клиенту дизайн, а он отвечает, что директор на выставку улетел и будет через неделю?»

Позволю себе предположить. В договоре прописываются контактные данные человека, ответственного за приёмку. То есть если директор лично хочет всё смотреть — есть его телефон. Если директор сильно занят — то тогда есть телефон его менеджера, и тот не должен советоваться с директором.

Если менеджер продолжает «тянуть муму», ссылаясь на директора, когда прописан менеджер — до свидания, заказ, с удержанием минимальной суммы. Согласно тексту. Потому что все принимающие решение прописаны в договоре. Ну, на первый раз можно разъяснить, но если это рецидив — то точно до свидания.

А когда есть контакты принимающего решение — то общающийся с вашей стороны может и должен заранее позвонить и подтвердить дату согласования (прописанную в договоре). И если нет — то чутка перенести или распараллелить работу.

Давайте будем честными. Почему дизайн-студия боится прописать даты сразу в договоре, жёстко прописать?
1. Субподрядничество. Причём фиговое. Студия не уверена в исполнителях.
2. Нет персонала. То есть проект набирается из расчёта «потом под него найдём дизайнера».
3. Оверсейл. Причём жестокий, когда фиг поймёшь, за что хвататься.
4. Неумение разбить проект на части (логично, что нельзя прописать точные даты для годового проекта).
5. Неумение отказаться от проекта по причине неудовлетворения заказчика (то есть студия оставляет за собой право дать 5-10-20 пробных вариантов, пока заказчик от безысходности что-то не утвердит). Хотя тут правильнее пройти 2-3 итерации, и если нет — «до свидания» с удержанием минимальной суммы.

Половина проблем — от неумения организовать процесс. Вторая половина — от неуверенности в себе, типа «другого же клиента не будет».

Фиксируйте, фиксируйте сроки смело. Станет легче жить.

Иван Лука
2 июня 2016

Я проектный менеджер и у меня есть вопрос.

Артём пишет — «согласование включено в срок», окей, а как вы определяете эту дельту согласования? Из опыта похожих проектов понимаете, сколько занимает «нормальное рабочее» согласование. А если всё-таки понимаете, что согласования затягиваются, то напоминаете клиенту про ФФФ? Проект должен быть сдан к 1 июня, значит будет сдан, но с уменьшением функционала или сервисов?

Как и бесконечные согласования демотивируют команду, так и месяц согласования внутри проекта не просто демотивирует, но и ломает все планы. Чёрт бы с планами, у нас просто перестанут получатся именно те проекты, за которые мы брались. А если в результате затяжек флекса она начнут балансировать на грани решения задачи?

По своему опыту, имею сказать, что если грамотно провести предпроектное и пресейл, то можно примерно начать понимать насколько клиент готов к активным действиям.

Также по роду деятельности организации мы можем переносить сроки проекта на месяц, два, три… Это сильно дисциплинирует заказчика.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите, пожалуйста, вносят ли клиенты свои правки в макеты? Как рассчитывается бюджет проекта? 10 Несмотря на то, что между нами была договорённость о работе по ФФФ, клиент был в бешенстве 4 Как в бюро отвечают на вопросы «А почему ещё не готово?» и как борются со срывами сроков? 4




Недавно всплыло

5 2 Как создавался новый сайт бюро. Часть вторая 2 Что такое модальность и почему её принято ругать? Вторая часть 4