Владислав Белоусов
9 сентября 2012

Я работаю СММ-специалистом. Специфика социальных сетей диктует одно правило: писать короткие тексты. По крайней мере, по моим наблюдениям, им чаще ставят «Мне нравится» и лайки. И делаю вывод, что такие тексты, скорее, читают.

Но вот я решил рассказать аудитории о том, как и когда появился мохито. Вышло следующим образом (учился на журналиста, поэтому есть тяга к какой-то лишней лирике):

«Что вы знаете о мохито? То, что это один из самых популярных коктейлей? Об этом ли вы будете рассказывать своим друзьям, когда придёте в очередной раз в один из ресторанов название ресторана“? Лучше рассказать о том, что этот коктейль появился на Кубе в середине первой половины XX века. О происхождении названия по-прежнему идут бесконечные споры: то ли это соус с чесноком, перцем, лимонным соком, зеленью и растительным маслом, то ли слегка влажный“ напиток (mojadito).

Расскажите об этом, угостите друзей мохито и порадуйтесь, что сейчас это не слегка влажный“ соус с чесноком, перцем и прочими приправами».


Вопрос следующий: каким образом сократить текст, при этом не потеряв суть?

Суть: рассказать об истории создания мохито и сообщить, что эту историю вы можете поведать своим друзьям непосредственно за коктейлем в определённом ресторане.



Влад, ответ на ваш вопрос: убрать лишние слова, риторические вопросы и всё, что противоречит теме.

Но это не поможет.

Текст фальшивый, без любви и уважения к читателям, без пользы, без интересных фактов. Допустим, вы сократите его. Останется что-то такое:

Мохито появился на Кубе в первой половине XX века. О происхождении названия идут споры: то ли это соус с чесноком, перцем, лимонным соком, зеленью и растительным маслом, то ли «слегка влажный» напиток (mojadito).

Расскажите об этом друзьям, когда пойдёте в ресторан «Фидель».

Стало чуть менее фальшиво, но теперь очевидно, что текст неинтересный. Из-за этого нелепо смотрится призыв рассказать это друзьям. Вы бы такое не рассказали своим друзьям, и я тоже.

А что бы вы рассказали? Я бы рассказал что-то такое:

Говорят, что мохито был любимым напитком Хемингуэя. Это полная чушь. Это миф, который распространили хозяева бара, в котором, якобы, мохито изобрели. И, мол, когда Хемингуэй был на Кубе, он заходил в тот бар и всегда заказывал этот коктейль. На самом деле…

Мохито стал популярен в Америке в эпоху диско. Мята, сахар и лайм маскировали крепость рома, поэтому коктейль хорошо шёл в дискоклубах. У одной группы была даже песня…

А знаете, зачем в мохито дают толстые трубочки? В правильном мохито лёд и мята измельчены до такого состояния, чтобы иногда попадать в трубочку и не застревать в ней. Потому что…

Вообще-то, готовить мохито на «Спрайте» неправильно. В правильном мохито используют только содовую с тростниковым сахаром. Но если их плохо размешать, мохито получится несладкий.

На самом деле, «Куба либре» хоть и старый коктейль, носит ярко выраженный империалистический характер из-за колы. А вот в мохито используются только местные кубинские продукты. Че одобряет.

В мохито нельзя класть лёд кубиками. Правильно перемалывать его в ступе или на блендере, причём следить, чтобы лёд не превращался в кашу. Тогда…

Классический мохито делают с ромом таким-то, который, кстати, делают не на Кубе, а в Португалии. Но изначально в мохито добавляли местный кубинский ром такой-то, который давал большую крепость и характерный привкус.

Теперь подумаем, как в этих разговорах рекламировать ресторан. На поверхности подход про мастерство бармена, который знает всё про мохито и соблюдает исходную рецептуру. Но не нужно, чтобы он обманом заманивал нас в ресторан. Пусть рассказывает про тонкости приготовления мохито и в конце добавляет что-то такое:

  • В ресторане «Фидель» я готовлю мохито по всем правилам. Буду рад, если вы придёте попробовать наш мохито.

Сделайте читателю подарок: расскажите, как приготовить хороший мохито дома из простых ингредиентов, добавив в конце, что в ресторане «Фидель» его готовят по всем канонам.

Другой вариант подарка: расскажите, где в вашем городе взять нормальную мяту для мохито. «Фидель» же где-то её закупает. Так и напишите:

Где взять свежую мяту для мохито

Для традиционного мохито нужна свежая мята с кустов. В Москве её достать непросто: часто встречается подгнивающая мята в пластиковых лотках или совсем пресная мята из Турции. В ресторане «Фидель» делают пять вариантов мохито, поэтому нам пришлось серьёзно озаботиться вопросом мяты. Вот что мы выяснили:

Свежую мяту можно брать в «Азбуке вкуса» на Якиманке, в любом «Ашане» по средам и на рынке в Мытищах по пятницам.

В «Азбуке» мята есть всегда, но следует выбирать самую живую на вид. Осторожно, иногда попадаются пачки с гнилыми листьями.

В «Ашан» мяту завозят во вторник ночью. На рынок в Мытищах — рано утром в пятницу. Мы стараемся брать в Мытищах, там мята всегда самая свежая.

Мята хранится не больше недели, если поставить её в воду и хранить в холодильнике. Тогда листья и стебли будут сочными и ароматными. Не храните мяту в целлофане: она активно отдаёт влагу и в целлофане мгновенно загнивает.

В следующих постах — о том, как выбирать правильные лаймы и ром для мохито.

Хесус Борачо,
бармен ресторана «Фидель»

Я не верю, что в соцсетях нужно обязательно публиковать короткие тексты. Интересные — да, полезные — да. Если сообщение не помещается в технологические ограничения, можно ведь дать ссылку на сайт. Когда мне интересно, я кликну и почитаю.

P. S.
С 9 сентября слово «мохито» в бюро пишется без кавычек и со строчной.
P. P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. P. S.

Открыт набор в Школу редакторов до 28 ноября или пока есть свободные места. Занятия с 30 января.

 

Поделиться

Комментарии

Анатолий Юдов
9 сентября 2012

Огилви, например, в своей большой книге рекомендует писать большие, огромные, интересные тексты. Даже пример приводит, что какие-то парни рекламировали пиво, накатав текст больше полосы — и это сработало.

Мне бы очень хотелось в это верить, но в эпоху коротких абзацев и чтения за пять-десять секунд, я постоянно вижу кислую мину людей, которым присылаешь текст примерно того же объема, что вот этот вопрос и ответ.

На своем сайте я разместил текст размером с журнальную статью и не слышал от потенциальных клиентов ни одного отзыва кроме «очень много букв, я пока не читал».

Мария Комарова
9 марта 2013

А как сделать текст интереснее? В своих примерах Максим начал с мифа и факта, не связанных с рекламой. Раньше применялись проблемные вопросы, которые теперь уже ассоциируются с навязчивой рекламой. А какие ещё есть способы оживить текст?


18 марта 2013

Мария, интерес не в форме, а в содержании.

Чтобы сделать текст интереснее, нужно рассказать то, чего читатель не знал. Или о чём читатель думал наоборот.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Я пишу текст о компании и должен часто использовать списки ЛУЧШЕ БЫ ВЫ СДОХЛИ В МУКАХ И НИЧЕГО БОЛЬШЕ НЕ МЕНЯЛИ!!! Тушу реальности что-то не очень получается разделывать




Недавно всплыло

Как перестать бояться обсуждать задачу с клиентом? 2 3 Как должна работать прокрутка? 2 Как работать со слабомотивированными кадрами. Как мотивировать 1



© 2007—2016

Запрещённые слова
Пишите: artgorbunov@artgorbunov.ru