Ипполит Горбунов
17 июня 2012

Каково оптимальное количество однородных членов предложения? Слышал, что оптимальное количество элементов в списке — три, максимум пять. Что по этому поводу думают в бюро?



Я не верю, что есть какое-то лучшее количество однородных членов. Однородные члены — это инструмент, и их количество влияет на восприятие предложения.

Дельно на этот счёт советует Рой Питер Кларк в книге Writing Tools.

Предложение без однородных членов максимально убедительно. Если добавить второй элемент, сила первого уменьшится. Два элемента невольно создают противопоставление:

Оксана умна.Оксана умна и красива.

Когда в предложении три однородных члена, по мнению Кларка, создаётся ощущение целостности, завершенности, всеобъемлющего охвата. А четыре и более однородных членов эту целостность разрушают. Сравните:

Оксана умна, добра и красива.Оксана умна, добра, красива и трудолюбива.

Вместе с тем, четыре и более однородных членов дают разгон и место для игры:

  • Оксана умна, добра, красива, говорит на трёх языках, играет на скрипке и замужем.

Аналогично у Маршака:

  • Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

Как и длинные предложения, длинные списки могут решать информационную задачу:

  • Выходишь из метро, поворачиваешь направо, спускаешься по переулку, находишь справа чёрные ворота, пересекаешь двор, поднимаешься по железной лестнице на третий этаж, звонишь мне.
  • Покупатели рассматривают фотографии, читают обзоры, ставят оценки, находят магазины, подбирают аксессуары и получают скидки.

Билли Джоэл в песне We Didn’t Start The Fire назвал подряд более сотни исторических событий и людей в одном назывном предложении. И ничего — песня о жизни целого поколения.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Открыт набор в Школу редакторов до 24 июля или пока есть свободные места. Занятия с 28 августа.

 

Поделиться

Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Ко мне обращаются прямые конкуренты с предложением писать для них Как разорвать замкнутый круг начинающего? Это животное надо просто пороть кнутом К двум вопросам постоянно возвращаюсь




Недавно всплыло

Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1 7 4 2