Ирина Тихонова
10 июня 2012

Здравствуйте, Максим!

Расскажите, пожалуйста, о правильной структуре предложения: с чего оно должно начинаться и чем заканчиваться.

В качестве примера приведите правильное и неправильное предложения.

Не раз слышала такое мнение, что начинать предложение со: чтобы, их, или, числительных, — неправильно, а правильно начинать с подлежащего и сказуемного. Но ведь когда пишешь логически связный текст, не всегда получается такая структура.



Посмотрите на любой текст, который вам интересно и приятно читать. Проанализируйте порядок слов в предложениях. Вы увидите, что у каждого автора свои представления о порядке слов, и все имеют право на существование. Я не верю, что какая-то правильная структура подойдет для любой ситуации.

В самом простом случае повествовательное предложение действительно начинается с подлежащего и сказуемого:

  • Дизайн-бюро Артёма Горбунова занимается дизайном информационных сайтов и интранетов, проектированием пользовательских интерфейсов компьютерных программ, приборов и предметов.

Но пять таких предложений подряд — скучно. Структуру и длину предложений стоит варьировать:

НетДа
Напишите пять предложений по пять слов. Раз, два, три, четыре, пять. Пять слов — хорошая, годная длина. В пять слов помещается почти всё. Вчера мы с друзьями провожали каникулы. Завтра мы радостно пойдем в школу. Вся жизнь аккуратно разложена по полочкам. Предложения по пять слов безопасные, простые. Но поставьте их несколько подряд. Это ведь уныло, скучно до зевоты.А теперь будем варьировать. Сначала пара коротких предложений, чтобы задать ритм. Хорошо. Дальше несколько длинных, и можно даже разбить их коротким для большего контраста, но это необязательно. Главное — варьировать. Уверенно ведите читателя по длинному предложению, показывайте достопримечательности, дайте его разуму отправиться в свободное плавание. Даже два длинных предложения не будут вам помехой, если не вдаваться в сложные параллельные перечисления.

В художественном или публицистическом тексте в начале предложения логично задать место и время действия, то есть начать с обстоятельства:

  • Утром 1 января Марина начала новую жизнь.

Чтобы сделать текст напряжённее, писатель нагородит обстоятельств и сложноподчинённых конструкций до того, как сдаст подлежащее и сказуемое:

  • Задолго до того, как его комнату перевернут вверх дном агенты «Креста», задолго до его шествия через рыночную площадь, когда его, побитого и опустошённого, с цепями на руках, проведут под вой грязной толпы, задолго до его прощальной речи перед расстрелом, и тем более задолго до того, как картинку с его казни расхватают все телеканалы, Саава проснётся ярким солнечным утром под белой, всё ещё хрустящей простынёй, и попросит апельсинового сока.

То же, но из Маркеса, и проще:

  • Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд.

В новостной журналистике принято после заголовка и введения давать суть новости. Это может быть подлежащее, дополнение или обстоятельство. Причём начало статьи сразу отвечает на вопрос, который возникает у читателя после заголовка и введения:

  • Пенсии воровали еноты
  • В Перми найдены виновники махинаций со счетами Пенсионного фонда.
  • Двенадцать енотов-полоскунов задержала пермская полиция вчера утром в зоопарке по подозрению в финансовых махинациях и хищении пенсий на сумму 14 миллиардов рублей.

Думайте о функции предложения. В разделе «Решение проблем» какой-нибудь инструкции читатель будет искать свою проблему, поэтому формулировку проблемы ставим в начало:

НетДа
Нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется, чтобы открыть дверцу машинки во время стирки.Чтобы открыть дверцу машинки во время стирки, нажмите кнопку «Стоп» и подождите две минуты, пока дверца сама не разгерметизируется.

Но уже следующее предложение придётся начать с главной части:

НетДа
Чтобы не повредить ручку и барабан, не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется.Не пытайтесь открыть дверцу силой, пока она не разгерметизируется, чтобы не повредить ручку и барабан.

Опытные писатели (в примере — Ильф и Петров) разрывают привычный порядок слов вводными конструкциями, чтобы развлечь читателя и поиграть масштабом:

  • Смахнув с седых (волосок к волоску) усов оставшиеся после умывания росинки, Ипполит Матвеевич зверски пошевелил усами, в нерешительности попробовал шероховатый подбородок, провел щеткой по коротко остриженным алюминиевым волосам пять раз левой и восемь раз правой рукой ото лба к затылку и, учтиво улыбаясь, двинулся навстречу входившей в комнату тёще — Клавдии Ивановне.

Порядок слов — не набор формальных правил, а инструмент редактора.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я проведу практический курс «Информационный стиль и редактура текста» 22, 23, 24 и 25 июля в Москве

 

Запись открыта до СБ 16 июля


Плюсануть
Поделиться

Комментарии

Денис Талала
11 июня 2012

Тут похожие советы давали: http://developer.android.com/design/style/writing.html


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Расскажите о заключении Нужно ли редактору прокачивать себя в разных жанрах? Как себя представить? Что писать в начале статьи?




Недавно всплыло

Как теория близости работает в интерфейсе? Часть вторая 1 Как влезать на профессиональную территорию коллег, чтобы они видели в этом пользу, а не угрозу? 1 Как донести до людей, что курить в тамбуре плохо? 3 Что такое динамизация? Часть вторая 1



© 2007—2016

Запрещённые слова
Пишите: artgorbunov@artgorbunov.ru