Максим Софронов
15 апреля 2012

Какова должна быть максимальная длина текстового блока, чтобы его было удобно читать?



На удобочитаемость влияет длина строки, количество строк в блоке и интерлиньяж. Здесь нет единственно верной формулы. Разве что «чем длиннее строка — тем больше интерлиньяж». У Чихольда в «Облике книги» этому посвящены целые разделы.

Содержание тоже влияет на удобочитаемость.

Хороший тон — начинать абзац с главной мысли. Когда читатель «скользит» по тексту, он пропускает абзацы, которые его не «цепляют» с первых слов.

НетДа
Всем хорошо известно, что курить вредно. Однако учёные Колумбийского университета установили...Курение полезно для общества, — выяснили онкологи Колумбийского университета. В их исследовании...

Длинные абзацы — признак неорганизованной мысли. В таких абзацах одно перетекает в другое и неожиданно разрешается в третье — это не путь самурая. В хорошем абзаце три-четыре предложения поддерживают и раскрывают главную мысль.

Здорово, когда в тексте встречаются заголовки, которые либо отвечают на вопрос «О чем это?» (назывные), либо резюмируют главную мысль (транзитивные):

О компании
Дизайн-бюро Артёма Горбунова занимается дизайном информационных сайтов и интранетов, проектированием пользовательских интерфейсов компьютерных программ, приборов и предметов.
Прибыльность 19% в 2011 году
Стоимость пая увеличилась на 19% и составила 3421 р., бенчмарк (синтетический индекс): +3%. ПИФ «Полимеры» показал самую высокую доходность среди наших паевых фондов.

Конечно, эти правила — не панацея от тяжёлого многословного текста.

Верно и обратное: захватывающий жгучий текст можно осилить, даже если в широком абзаце пятнадцать строк:

Время шло. Жизнь раскрылась перед схимником во всей своей полноте и сладости. В ночь, наступившую за тем днем, когда схимник окончательно понял, что всё в его познании светло, он неожиданно проснулся. Это его удивило. Он никогда не просыпался ночью. Размышляя о том, что его разбудило, он снова заснул и сейчас же опять проснулся, чувствуя сильное жжение в спине. Постигая причину этого жжения, он старался заснуть, но не мог. Что-то мешало ему. Он не спал до утра. В следующую ночь его снова кто-то разбудил. Он проворочался до утра, тихо стеная и, незаметно для самого себя, почесывая руки. Днем, поднявшись, он случайно заглянул в гроб. Тогда он понял все. По углам его мрачной постели быстро перебегали вишнёвого цвета клопы. Схимнику сделалось противно.

В этот же день пришел старик с сухарями. И вот подвижник, молчавший двадцать лет, заговорил. Он попросил принести ему немножко керосину. Услышав речь великого молчальника, крестьянин опешил. Однако, стыдясь почему-то и пряча бутылочку, он принёс керосин. Как только старик ушёл, отшельник дрожащей рукой смазал все швы и пазы гроба. Впервые за три дня Евпл заснул спокойно. Его ничто не потревожило. Смазывал он керосином гроб и в следующие дни. Но через два месяца понял, что керосином вывести клопов нельзя. По ночам он быстро переворачивался и громко молился, но молитвы помогали ещё меньше керосина. Прошло полгода в невыразимых мучениях, прежде чем отшельник обратился к старику снова. Вторая просьба ещё больше поразила старика. Схимник просил привезти ему из города порошок «Арагац» против клопов. Но и «Арагац» не помог. Клопы размножались необыкновенно быстро и кусали немилосердно. Могучее здоровье схимника, которое не могло сломить двадцатипятилетнее постничество, — заметно ухудшалось. Началась тёмная отчаянная жизнь. Гроб стал казаться схимнику Евплу омерзительным и неудобным. Ночью, по совету крестьянина, он лучиною жег клопов. Клопы умирали, но не сдавались.

Было испробовано последнее средство — продукты бр. Глик — розовая жидкость с запахом отравленного персика под названием «Клопин». Но и это не помогло. Положение ухудшалось. Через два года от начала великой борьбы отшельник случайно заметил, что совершенно перестал думать о смысле жизни, потому что круглые сутки занимался травлей клопов.

Тогда он понял, что ошибся. Жизнь так же, как и двадцать пять лет тому назад, была темна и загадочна. Уйти от мирской тревоги не удалось. Жить телом на земле, а душою на небесах оказалось невозможным.

Тогда старец встал и проворно вышел из землянки. Он стоял среди темного зеленого леса. Была ранняя сухая осень. У самой землянки выперлось из-под земли целое семейство белых грибов-толстобрюшек. Неведомая птаха сидела на ветке и пела solo. Послышался шум проходящего поезда. Земля задрожала. Жизнь была прекрасна. Старец, не оглядываясь, пошёл вперед.

Сейчас он служит кучером конной базы Московского коммунального хозяйства.

Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
P. P. S.

Дата следующего набора в Школу редакторов пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Максим Софронов
15 апреля 2012

Максим, расскажи, пожалуйста, какова максимальная ширина для удобочитаемости? У Бирмана в Эгее стоит 48em, можно ли ориентироваться на эту цифру или есть другое число?

Алексей Чижов
15 апреля 2012

Роберт Брингхерст в книге «Основы стиля в типографике» говорит, что для одноколонного набора мелким кеглем текстовой антиквой на английском языке оптимальное значение длины строки составляет от 45 до 75 знаков. 66 — идеальный вариант. Для многоколонного набора — 40—50 знаков. Думаю, подобные правила можно применить и для русского языка, немного уменьшив числа из-за большего количества широких букв. Максим, что скажете?


15 апреля 2012

Максим, я ориентируюсь не на емы, а на количество знаков в строке. За максимум беру 75 знаков — столько помещается на страницу А4 с полями при наборе 12 кеглем. Это, мо-моему, порог читаемости. Та же колонка, но набранная 10 кеглем, уже заставит читателя иной раз неправильно перескакивать на новую строку.

Соответственно, от 75 знаков вниз — как пишет Алексей Чижов.

Егор Стремоусов
15 апреля 2012

Максим, вы забыли про размер шрифта и его начертания. В общем случае длина строки, размер шрифта и интерлиньяж математически связаны между собой. Изменяя один параметр (например, длину строки) мы обязаны скорректировать и два других.

Например, Крис Пирсон предлагает для точного определения такой зависимости использовать правило золотого сечения (http://www.pearsonified.com/2011/12/golden-ratio-typography.php).

Крис также разработал для решения ежедневных задач определения размерностей текста онлайн-калькулятор, математика которого основана на этой идее (http://www.pearsonified.com/typography/).

Станислав Биченко
17 апреля 2012

В популярном англоязычном руководстве рекомендуют 33em (http://www.webtypography.net/...and_Proportion/Horizontal_Motion/2.1.2) — по идее, это должно дать на выходе ~66 знаков. Мой опыт показывает, что на деле знаков будет всегда будет меньше, особенно для кириллических шрифтов. Я обычно пользуюсь значением 45em.

Евгений Волков
8 мая 2012

Если говорить о вебе, то возникает вопрос, почему до сих пор длина строки воспринимается как что-то статическое (пусть эластичное, зависящее от кегля, но всё равно конкретное значение). В наше время очень неверно мыслить о полосе в вебе как о чём-то, за чем можно уследить. Раньше-то этого нельзя было сделать, а сейчас, с появлением множества устройств, создающих огромный разброс разрешений, о вебе нужно думать и рассуждать совсем по-другому.

Представьте, что вы поставили эти присловутые 45 или 33em как ширину строки, а теперь возьмите эту страницу и попробуйте прочитать на смартфоне. Поэтому удобочитаемость зависит ещё от того, на каком устройстве и в каких ситуациях текст читается, а так же от того, как автор подошел к верстке. Посмотрите, например, страницу про шрифт Wayfinding Sans: http://ilovetypography.com/.../04/19/the-design-of-a-signage-typeface
и посжимайте её, как она выглядит на различных устройствах.

Изыски Криса Пирсона подвергаются здоровой критике, которая заключается в том, что всегда необходимо оптически подходить к расчету величин шрифта. Хоть для примера, возьмите в его калькуляторе и поменяйте Джорджию на Баскервиль — совершенно разные тексты и ощущения. С этим и предлагается бороться дизайнеру, что если на каком-нибудь андроиде не будет Баскервиля, а текст будет набран Дроид Серифом?

В итоге, есть действительно установленные экспериментально размеры строки, так чтобы глаз с умеренной скоростью переходил на новую строку и не терял её, это 50-75 знаков. Остальное всё сначала математически, потом оптически, так чтобы нравилось и имело пути к оступлению.

Элиот Джей Стокс, например, совсем не изуродовал текст, набранный 16 пикселями с интерлиньяжем в 27 пикселей, а наоборот сделал его таким, как он должен быть, возможно это обусловлено и выбором шрифта. А ещё ничего не помешало ему набрать весь сайт 16-пиксельным шрифтом: http://elliotjaystocks.com/...cloud-centric-mac-set-up-8-months-on

Поэтому все правила хороши, но когда можно сделать лучше и интересней, надо делать лучше и интересней.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

К двум вопросам постоянно возвращаюсь Всем нужна вычурная, пустая фигня без фактов и практической пользы Как выбрать стиль и тональность для нового СМИ?




Недавно всплыло

У меня остаётся ощущение, что я идиот, «рассыпала бобы», но на конкретных ошибках не могу себя поймать 3 7 Кто ты? 1 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1