Азат Бендер
13 апреля 2012

Сколько процентов предоплаты брать за работу?

Если брать 100%, то какие аргументы использовать при общении с заказчиком?

Понятно, что можно говорить «Я беру 100%, и всё тут». Но как при этом не пробыть «ослом» и не валить одну сделку за другой только из-за своей принципиальности в этом вопросе?



Любой проект — это риски и для исполнителя, и для заказчика. И чем длиннее проект, тем больше риски.

Чем рискует заказчик? Тем, что он заплатил деньги, а исполнитель сорвал сроки, сделал не то, и не так, а то и вообще пропал.

Чем рискует исполнитель? Заказчик не заплатит деньги за проделанную работу. Допустим, работу не примет, обанкротится или тоже пропадёт.

Вопрос предоплаты — это вопрос договорённостей. Нет никаких правил — как договорились, так и договорились.

Раньше я считал, что правильно взять предоплату 50% за весь проект, каким бы долгим он ни был. Однажды это вышло мне боком (не в бюрошной практике). В проекте было пять этапов, которые мы делали больше года. Каждый этап мы не оценивали отдельно, оперировали общей суммой, с которой и получили 50%. В середине пятого этапа бизнес заказчика загнулся и проект закрыли. Фактически, мы всё сделали, но поскольку не было никаких промежуточных актов приёмки, подтвердить нам это было сложно. Ещё сложнее было оценить стоимость фактически проделанной работы. История тянется до сих пор.

Берите предоплату за каждый этап. Достаточно сказать, что для вас это способ зарезервировать команду на предстоящий отрезок времени и что ваша финансовая ситуация просто не позволяет вам работать иначе. Иногда допустимо пойти на небольшой компромисс с хвостиком суммы в конце проекта, чтобы клиент чувствовал себя спокойнее.


P. S.
Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Олег Томенко
13 апреля 2012

Мы в Студии берём 100% предоплаты за каждые две недели работ. Это если проект большой. Если нет, то 100% предоплаты всей суммы.

При этом, конечно, всё это фиксируется на бумаге и никакие договоренности на словах не катят.

Евгений Ширин
13 апреля 2012

Проекты до 30 000 рублей делаем по 100% предоплате. Аргумент: не та сумма, чтобы тратить время на лишние документы.

Средние и крупные проекты разбиваем на этапы. Каждый этап идет по 100% предоплате. Если появляются дополнительные работы, то выставляем счёт по окончанию всех работ.

Для постоянных заказчиков возможна постоплата.

Игорь Меньшиков
14 апреля 2012

А я фрилансом беру 50% предоплаты, если задача занимает более недели. Если меньше, то 30%. Больше 50 процентов я считаю этично брать, только если есть на это основания. Надо по-человечески учитывать, что и ты, и клиент могут потеряться по невероятным обстоятельствам в любой момент и никто не должен быть обижен.

Дмитрий Богданов
19 апреля 2012

Мой дополнительный прием: в договор прописываем, что если заказчик «теряется», то исполнитель имеет право присвоить все результаты труда, перепродавать их или отдавать в паблик, то есть использовать себе во благо, как заблагорассудится.

Иван Титов
26 апреля 2012

Фрилансер. Если я уверен в заказчике, то делаю стартовую часть работы, после этого беру небольшую предоплату: это оплата уже сделанного плюс 100% оплата за следующий этап. Даже если проект небольшой, стараюсь его разбивать на этапы.

А если у меня есть веские основания предположить, что проект может провалиться (по причине недопонимания или чего-то ещё), то любую предоплату брать действительно не спортивно.

Андрей Щербатых
7 июня 2012

Смотря для чего нужна предоплата. Если для того, чтобы жить, то вы просто не можете её не брать. Например, фрилансер часто с предоплаты живёт. Как вы будете аргументировать — уже не так важно, пробуйте варианты.

Если как страховку пропажи клиента, то здесь уместно брать на мелочи от 50% до 100%, на крупных делать итерации, и там, соответственно, по той же схеме. Если 50% это много, лучше не берите 30%, а задумайтесь над дроблением этапов.

Есть альтернативный инструмент — траст под 100% заказа. Например, веблансер, фриланс, ескроу от вебманей, гарантпро. Таких хватает.

Кстати, все предоплаты должны браться под договор (пусть и неофициальный, но на бумаге), и в нём чётко должны быть оговорены условия возврата (или, соответственно, невозврата) предоплаты. Вы рискуете только временем, а заказчик — и временем возможно проваленного проекта, и предоплатой. Поэтому максимально формализуйте на бумаге договорённости.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание? 4 Как правильно построить переговоры таким образом, чтобы обойтись без презентации или хотя бы свести её к разумному минимуму?




Недавно всплыло

Как флексить. Отступить от идеала 2 5 Расскажите об обратной связи в интерфейсе 1 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1