Николай Товеровский
2 марта 2012

Привет, Илья!

Расскажи, пожалуйста, как правильно переходить на «ты».



При встрече с малознакомым человеком естественно обращаться к нему на «вы». Такое поведение отличает воспитанного человека.

Я редко перехожу на «ты» первым. Как правило, для этого нет причин. Не надо искусственно пытаться показать, что ты «свой парень». Собеседник может в этом почувствовать манипуляцию, слабость или неуместную фамильярность. Держите профессиональную дистанцию и убережётесь от просьб: «Да ладно, Коль, давай на пять тысяч дешевле. Для своих же делаешь!»

Если собеседник обращается на «ты» без спроса, я мгновенно переключаюсь без дополнительных церемоний. Нелепа ситуация, когда он говорит «ты», а вы продолжаете на «вы». Это ставит вас на ступеньку ниже и имеет смысл при разнице в возрасте в четверть века.

Если я чувствую, что было бы полезно сломать барьеры после нескольких встреч, то иногда поступаю так: как бы невзначай посередине разговора обращаюсь на «ты». А потом говорю: «Ой! Я стал обращаться к вам на ты“. Это удобно?» Большинство, даже не дослушав фразу, искренне заявляет, что в этом нет никакой проблемы.

Не стоит самому без спроса переходить на «ты», делая вид, что так и надо.

P. S.
Это был пятничный совет о переговорах. Как получить скидку? Как поговорить с начальником? Как выйти победителем из самых непростых ситуаций? Присылайте вопросы.
P. P. S.

Я веду практический курс «Переговоры и отношения с клиентами». Дата следующего курса пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыта запись. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Евгений Арутюнов
2 марта 2012

Илья, а если это почтовая переписка, как предлагать перейти?


2 марта 2012

Евгений, логика та же. Зачем переходить? Зачем переходить первым? Если все-таки нужно, я пользуюсь тем же приёмом: пишу на «ты», а потом добавляю: «Упс. Я как-то невольно стал обращаться к вам на «ты». Вы не против?» И продолжаю дальше писать «ты».

Сергей Киров
2 марта 2012

Илья, теперь все контрагенты знают, что «Ой! Я стал обращаться к вам...» — это не случайность, а враньё/манипуляция. Не испортят ли подобные признания жизнь?


2 марта 2012

Если контрагенты читают советы, то в общении с ними не придётся искусственно ломать барьеры и прибегать к манипуляциям.

Вячеслав Мацнев
2 марта 2012

> Нелепа ситуация, когда он говорит «ты», а вы продолжаете на «вы». Это ставит вас на ступеньку ниже.

Ничто и никто не может вас поставить на ступеньку ниже, кроме вас самих.

Я, например, никогда не обращаюсь к клиенту на «ты», даже если он так поступает. Как отмечалось выше, для этого просто нет причин. Кроме того, это мой принцип.

При общении с другими людьми (не клиентами) я иногда перехожу на «ты», если мы одного возраста (поколения) или я старше. Перед этим я говорю простую фразу: «Предлагаю перейти на ты“». Иногда можно дождаться явного согласия, в других случаях это не обязательно.

Дмитрий Сержантов
2 марта 2012

Через месяц после устройства на работу я зашёл к незнакомому сотруднику в кабинет, представился и тихо стал обуждать вопрос. Вдруг его возмущённый начальник стал орать, что это я «Выкаю», мол, мы все свои. Я выдержал паузу, строго посмотрел на него и сказал, что меня так воспитали :-) Надо было видеть его красную физиономию... Сотрудники вокруг понимающе притихли.

Евгений Арутюнов
3 марта 2012

Илья, вот это мне как раз кажется неуместным лукавством — спросить «ой, вы не против?», и не дожидаясь ответа продолжать тыкать. Если уж предлагать, то по-честному — спросить, получить подтверждение.

А вообще, кажется, любые мысли можно без проблем передать, не используя местоимений второго лица, причём незаметно. Это если надо писать дальше, не дожидаясь подтверждения.

Сергей Соловьев
3 марта 2012

Согласен с Вячеславом.

То, как я обращаюсь к человеку, ещё и показывает дистанцию с моей стороны, это важно и не связано напрямую с тем, как обращаются ко мне. Скорее, это больше коррелирует с ситуацией. Если это клиент, то «вы» — наиболее приемлемый и комфортный для меня самого вариант.

Ответный моментальный переход на «ты» в таком случае лишает моего собеседника возможности опомниться и перейти обратно на «вы».

Ярослав Патрикеев
6 марта 2012

Илья, а если клиент, который старше вас лет на десять, предлагает перейти на «ты» прямым текстом? «А как вам удобнее — на вы“ или на ты“? Может, перейдём на ты“?»

Мне, если честно, это несколько неудобно и неловко; плюс не хочется допускать панибратства (после такого перехода иногда клиент чувствует себя слишком свободно). Меня вполне устраивает общаться на «вы»; я не вижу в этом барьера. Но и отказать в такой ситуации неловко — старший человек предложил уравняться.

Александр Писаренко
7 марта 2012

Предложить самому перейти на «ты». Мне это сильно помогает решать быстрее вопросы с незнакомыми людьми. Профессиональная дистанция сюда не примешана и должна выдерживаться в любом случае.

Проще всего переходить на «ты» с англоговорящими коллегами. У них просто нет «вы» :-)

Глеб Кемарский
4 июля 2014

Невербалика важнее слова: интонация и темп речи, позы и дистанция должны охранять чужую зону комфорта. Говоря «ты», можно транслировать качественное, уважительное «Вы», украшенное приятной доверительностью и уместной лёгкостью. Это лучше, чем «Вы» из уст холопа, сноба или шпаны в темном переулке.

После перехода на «ты» полезно фильтровать состояние собеседника. Можно переспросить, удобно ли продолжать в том же духе, и предложить вернуться на «Вы», если так станет легче.

Иногда сам рабочий формат предполагает переход на «ты». Ведущий озвучивает это в начале, заручается общим согласием и выстраивает частные случаи, проверяя согласие каждого по отдельности. Одновременно обозначается общий возврат на «Вы» по окончании работы.

В общаге мы условились говорить друг другу «Вы» и много играли с интонациями, смыслами и стилем речи. Это оказалось клёвой и привлекательной формой общения на равных.

Виталий Радованский
27 марта 2016

Александр Писаренко, вы заблуждаетесь — у англоговорящих коллег как раз нет варианта «ты».


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как после травления лески защититься от манипуляций? Илья, в чём разница между болью и нуждой? Как сделать плавный переход от общения с администратором к директору? 1




Недавно всплыло

7 4 Кто ты? 1 4