Захар Кириллов
3 февраля 2012

Коллеги!

Как вы поступаете в случае, если клиент перед началом переговоров настаивает на подписании договора о неразглашении (NDA)?

Я принципиально не подписываю такие договоры во время переговоров (для этого есть соответствующий раздел в договоре на разработку), т. к. содержание НДА обычно крайне «мутное», а штрафные санкции за разглашение предоставленной клиентом информации описываются суммой с множеством нулей. Вместо этого я веду с клиентом долгую раъяснительную работу, объясняя, почему не стоит бояться рассказать нам всё о своём бизнесе и его инновационной составляющей (которая в 9 случаях из 10 является секретом Полишинеля). Клиенты на это аргументируют: «Раз вы такие честные, то просто подпишите договор, иначе мы работать не будем — боимся, как бы вы не украли нашу идею и не реализовали её самостоятельно» (и тут я начинаю повторять свой рассказ о том, почему мы не будем самостоятельно реализовывать идеи наших клиентов, тратя снова время).

Разумеется, некоторое количество принципиальных, как и я сам, клиентов таким образом теряется. Это меня расстраивает, но и своему принципу я тоже изменять не хочу. Как быть?



Информация о планах наших потенциальных, действующих и прошлых клиентов — святая святых. Но мы не видим смысла становиться материально обязанными на всю жизнь ещё до начала разговора. Разговор может закончиться ничем или даже не начаться.

Поэтому нам ничуть не жалко подписать НДА, если в нём нет штрафных сумм или клиент соглашается на символическую.

Это прозвучит кощунственно, но дизайнерская работа априори предполагает циркуляцию идей, шаблонов и приёмов между проектами и клиентами. Если отнять круговорот идей, наша профессия перестанет существовать.

Где граница дозволенного, дизайнеру приходится решать самому. Если ко мне одновременно придут два банка, я не стану предлагать одному банку хитрую систему лояльности, о которой узнал в разговоре с другим. Если я сам придумал эту систему, с удовольствием предложу обоим. Но шаблон решения неизбежно отложится в голове и всплывёт в какой-нибудь другой задаче — так работает мозг. Идею нельзя скрыть, только задержать на время — если ей станет скучно в сундучке, она сама выпрыгнет в чьей-то чужой голове.

Это накладывает большую ответственность на дизайнера и объясняет клиентские страхи. Возможно, требование НДА означает неприятие клиентом этой реальности, и лучше не работать вместе. Поэтому я честно говорю всё это клиенту, когда заходит разговор о «секретности».

Мы учимся у клиентов за их счёт. Отблагодарить их мы можем только добросовестной работой и этичным поведением.

Кстати, по железному закону вселенной подписание НДА означает, что проект бюро с клиентом не случится. Причины обычно самые разные и внешне никак не связанные. Такая бюрошная примета :-)

P. S.
Это был пятничный совет по взаимоотношениям с клиентом. Хотите получить совет по самой эффективной системе переговоров без оружия? Присылайте вопросы.
P. P. S.
Совет помог? Напишите в комментариях.
P. P. P. S.

Дата следующего набора в Школу стажёров пока неизвестна.

 
Мы напишем вам, когда будет открыт набор. Без спама.

Поделиться

Комментарии

Александр Дебкалюк
3 февраля 2012

Если компания дорожит секретами — должна создавать у себя отдел дизайна, разработки и т. п. Тогда люди при приёме на работу и увольнении будут подписывать бумаги о неразглашении.

Не хватает на это денег — не может требовать большой суммы залога от подрядчика.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Через квартал позвонил заказчик и спросил, может ли он использовать одну из непринятых концепций 3 Как выстраивать отношения с клиентом, если он тебя всё время продавливает и ставит в невыгодные условия сотрудничества? Как грамотно написать заказчику про опоздание? 4




Недавно всплыло

3 Как создавался новый сайт бюро. Часть третья 1 Расскажите об обратной связи в интерфейсе 1 1